Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

 

ХРИСТИАНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

 

Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочай­шим образом повлияло на менталитет русского народа, нало­жило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следова­тельно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочай­шее внутреннее убеждение в христианских истинах и запове­дях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его роман «Преступление и наказание» тому доказательство.

Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и сми­рения, добра и зла — вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. При­чем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о «наполеонах» и «тварях дрожащих», герой убивает-таки ста­рушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помо­щью Сони находит ключ к спасению через страдание, очище­ние и любовь. Как известно, все эти понятия — самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишен­ные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути. Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами» — в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает «черт». Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидри­гайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страш­ный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив мо литвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступ­ление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молит­ва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и ро­мана. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадле­жавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутст­вует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступ­ления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу («гроб» — каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового — притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть пер­вым бросит в нее камень»), притча о Марфе — женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).

Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Капернаумов — фамилия человека, у которого Соня снимала ком­нату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя «Лизавета» значит «почитающая Бога», юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовер­жец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова”. Катерина — «чис­тая, светлая». Цифры, являющиеся символичными в христи­анстве, символы и в «Преступлении и наказании». Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копе­ек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как Иуда, предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», Раскольников 3 раза звонит в колоколь­чик и столько же раз бьет старуху по голове. Происходит три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь: в седьмом часу узнает, что не будет Лизаветы, совершает преступление «в седьмом часу». А ведь число 7 является символом союза Бога с человеком; совершая преступление, Раскольников хочет ра­зорвать этот союз и поэтому терпит муки. В эпилоге: осталось 7 лет каторги, Свидригайлов прожил с Марфой 7 лет.

В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Расколь­ников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроиз­водится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагико­мическим, роман-проповедь.

В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как след­ствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви.

Рубрики: Литература

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов