Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

 

Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

 

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, пере­довые люди своего времени часто оставались непонятыми современника­ми и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передо­вые люди своего времени.

Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту про­блему. Его комедия «Горе от ума», написанная перед декабрьским восста­нием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Перво­начальное название комедии было «Горе уму», затем автор заменил его на «Горе от ума».

Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образова­нию и просвещению. Так, Фамусов говорит: «И в чтенье прок-от неве­лик». Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каж­дый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: «Ученье — вот чума, ученость – вот причина». Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.

Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое

мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: «Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал». В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно исполь­зует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, «как делали отцы». Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Мак­сим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обще­стве благодаря своему практическому уму, умению «сгибаться вперегиб», когда надо было «подслужиться». Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.

Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким:

 

Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

 

По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремя­щийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, «чтоб награжденья брать и весело пожить». В своей практике он следует заветам отца- «угождать всем людям без изъятья», но при этом счита­ет, что «в его лета не должно сметь свое суждение иметь», так как «в чинах он небольших». Софью он любит «по должности», успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить «делу, а не лицам». Для Чацкого ум и прав­да, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся «набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает «слепое подражанье» всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказы­вает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образо­ванности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого – ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.

Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего време­ни и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впослед­ствии сделать из него «мужа-мальчика, мужа-слугу». Она руководствует­ся при этом житейской мудростью, ведь она – дочь своего отца.

В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у гор­ничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выра­жает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характе­ристики различных персонажей: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий», «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами» и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.

Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.

Рубрики: Литература

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов