Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого).

 

Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

 

Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет “открываться” человеку, освещая ему путь к истине. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой тра­гичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.

Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей — поисками истины и борьбы за нее. Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он перед человеком лет двадцати семи, у которого “руки свя­заны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта — ссади­на с запекшейся кровью”. Человек этот — звали его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться: “Добрый че­ловек! Поверь мне…” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и … ударил арестованного по плечам… Связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подруби­ли ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились…”

Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется госпо­дину” незыблема, значит, господин имеет право судить всех и вся. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “… рухнет храм старой веры и воздвигнется новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поде­лился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечат­ление очень умного человека”. Он не боится возражать про­куратору и делает это столь искусно, что временами приводит Пилата в замешательство.

У Иешуа своя жизненная философия: “… злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”. Арестант показался интересен прокуратору. В его невиновности прокуратор убе­дился сразу. Конечно, речи его несколько крамольны, но зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать го­ловную боль, которая так мучает прокуратора. И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось не­возможным.

Иуда из Карнафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его. Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и цели­теля, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно бесе­дуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне?” Могущество Понтия Пилата оказалось мни­мым. Он трус, и совесть мучает его.

Но как связаны ершалаимские главы о основным содер­жанием романа? Большое количество как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов первого века и Москвы двадцатых годов двадцатого века. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окру­жает Мастера. Их обнажает Воланд. Воланд — это худо­жественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники творят зло. Их цель — обнажать сущ­ность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на все­общее обозрение негативные явления в человеческом обще­стве. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение денег в дол­лары и прочая чертовщина — это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алч­ность и милосердие. В конце представления Воланд прихо­дит к выводу: “Ну что ж … они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленные… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… Обык­новенные люди… в общем, напоминают прежних… квартир­ный вопрос только испортил их…”

Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двад­цать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос жив в душах людей. Мастер, главный герой романа, создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности мир.

Маргарита в романе является носительницей огромной, ло­гической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” (предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоми­нание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Рубрики: Литература

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов