Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Идея Раскольникова и ее крушение

(По роману Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой  жизни По мнению писателя , логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию Значит, строить  жизнь по теории нельзя И потому главная философская  мысль романа раскрывается  не как система логических доказательств  и опровержений  , а как столкновение человека , одержимого крайне преступной теорией , с жизненными процессами , опровергающими эту теорию

Теория Раскольникова  основывается  на неравенстве  людей , на избранности одних и унижении других И убийство старухи задумано как жизненная  проверка этой теории Такой способ изображения  убийства  отражает авторскую позиций): преступление , которое совершил Раскольников ,- это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя Но он совершил его сознательно  , переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то предприсание

В трактире Раскольников подслушал рассуждения студента о том, что во имя высоких целей старуху – процентщицу можно убить Но возникло непредвиденное обстоятельство- роковой случайностью  стало убийство Лизаветы  Убив старуху , он перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат  ни Разумихин, ни сестра  , ни мать , ни Соня Он отрезал себя от людей Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить Поэтому душевная борьба героя становится  все запутаннее , Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой , думать о них так же мучительно , как думать об убийстве Лизаветы Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех , за кого страдает Ему невыносима  мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова , он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть «Мать , сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу , подле себя не могу выносить…» В монологе  показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила

Достоевский  не показывает нравственного воскрешения  своего героя Задача писателя заключается  в том, чтобы показать ,какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась  абсурдной Реальная жизнь победила теорию Истерзавшись  от одиночества , сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения , сострадания, а в конечном счете отказывается  от какого-либо протеста Достоевский  понимал, что такой финал противоречит логике развития худонсественного  образа Раскольникова , да и слова покаяния и смирения Раскольникова звучат не очень убедительно

Но все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего  порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной  христианской любовью , страданием и смирением В реальной жизни этот призыв  Достоевского  означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман «Преступление и наказание»

Рубрики: Литература

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов