Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

 

Философская лирика А. С. Пушкина

 

А. С. Пушкин – величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некра­сова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философс­ким содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего вре­мени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал

через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, по­явившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отлича­ет философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пируш­ках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

 

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

 

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении «Гроб Анакрео­на» (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

 

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

(«Стансы Толстому», 1819)

 

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и на­слаждений, веселья и дружеских встреч.

Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тог­дашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Измени­лась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в беско­нечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отрази­лись и в лирике поэта:

 

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья, –

 

так писал Пушкин в элегии «Погасло дневное светило» (1820). И в этом, и в стихотворении «К морю» (1824) появляется яркий романтический символ – океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдох­новение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от пре­жних идеалов, от увлечений своей юности:

 

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые –

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я, –

 

пишет поэт в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны» (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззрен­ческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается роман­тизма, на смену ему приходит суровая правда жизни – реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении «Телега жизни» (1823) он сравнивает жизнь с теле­гой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

 

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

 

Еще более тяжелым временем был период после поражения восста­ния декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими дру­зьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляет­ся мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

 

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

 

Трудно поверить, что стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблема­ми смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворе­нии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или «в соседней долине» умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

 

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

 

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении «Ан­чар» (1828), в котором повествует о «древе яда» – анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распо­ряжаются по своему желанию, рассылая гибель «к соседям в чуждые пределы».

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин пол­ностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении «Элегия», написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

 

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

 

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

 

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

(«Не дай мне бог сойти с ума», 1833)

 

Пушкин считает, что цель его жизни как поэта – «глаголом жечь сердца людей». Он обязан своим мастерством, своим поэтическим сло­вом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

 

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст, –

 

пишет он в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835).

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пуш­кин за полгода до смерти пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

 

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

 

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззре­ния и творческого метода.

Рубрики: Литература

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов