Учетная политика

Учетная политика является  объектом проверки на всех этапах аудита финансовой отчетности: от планирования  до формирования аудиторского  заключения

На этапе планирования необходимо  проверить  наличие и состав распорядительных документов  по учетной  политике проверяемого  экономического  субъекта На практике  имеют место случаи  отсутствия  Приказа об учетной политике предприятия, что противоречит  требованиям Закона « О бухгалтерском  учете» № 129-ФЗ  от 21 ноября  1996г. и Положения по бухгалтерскому учету « Учетная  политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. Приказом Минфина  РФ от 6 октября  2008г. №106н)

Отсутствие  приказа об учетной политике  дает  аудитору  основание на начальном этапе проверки  сделать  выводы о недостаточном  внимании руководства  к организации бухгалтерского учета  и внутреннего контроля

Целесообразно  проверить полноту приказа  об учетной политике, который должен содержать:

-рабочий план  счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические   и аналитические  счета, необходимые  для ведения бухгалтерского  учета;

-утвержденные  формы первичных  учетных документов , для учета фактов хозяйственной деятельности  , по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов , а также формы документов для внутренней  бухгалтерской  отчетности;

-порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств  организации;

-правила документооборота  и технология  обработки учетной информации;

-порядок организации контроля за хозяйственными  операциями;

-другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета

Перечисленные элементы могут быть включены в учетную политику организации или содержать  ссылку на отдельно утвержденные  документы, регламентирующие  организацию  бухгалтерского учета

Аудитору  необходимо  оценить своевременность  принятия  приказа об учетной  политике  предприятия –приказ  об учетной политике  предприятия  должен быть издан до начала планируемого  периода Практика  аудиторской  работы показывает , что зачастую  организации  разрабатывают  и утверждают  учетную  политику  ежегодно , что не является  необходимым  Учетная политика  разрабатывается  с учетом требования п.5 ПБУ 1/2008 «Учетная  политика организации», которым  определено , что принятая  организацией  учетная  политика  применяется  последовательно от одного  отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики)

Вновь  созданная  организация  оформляет  учетную политику до первой публикации бухгалтерской  отчетности,  но не позднее 90 дней со дня приобретения  прав юридического  лица (государственной регистрации)

В ходе проверки анализируется  последовательность  применения   учетной политики  Для этого  следует рассмотреть приказы об учетной политике не только за проверяемый период, но и предшествующие  Аудитором  проверяется  обоснованность  и причины внесения изменений в учетную политику предприятия  Изменения в учетную политику должны вноситься  приказами  (распоряжениями) руководителя  организации

Причинами  изменения  учетной политики могут быть:

-разработка  новых  способов ведения бухгалтерского  учета;

-изменение законодательства  РФ;

-изменения  условий  деятельности организации (смена собственника  , видов деятельности, реорганизации и др)

Изменения  в учетной политике должны  применяться  с  1 января года (начала финансового года), следующего за годом ее утверждения , дополнения  могут быть утверждены и введены в действие  в течение года

При внесении изменений в учетную политику аудитору  следует удостовериться  в правильности  применения  нового способа ведения учета, а также раскрытии  последствий  изменения  учетной политики , существенно влияющих на финансовое положение организации и финансовые  результаты  деятельности организации , в бухгалтерской  отчетности

Данная  обязанность  возникает  в соответствии  с требованиями п.15 ПБУ 1/2008 «Учетная  политика организации» При этом  аудитору  необходимо  проверить  отражение последствий  изменения учетной  политики , которое  заключается  в корректировке  показателей  начальных  и сравнимых показателей  финансовой  отчетности , а также  корректировке входящего остатка по статье  «Нераспределенная  прибыль ( непокрытый убыток)» за самый ранний, представленный в  бухгалтерской  отчетности период (например,  на начало года, за предыдущий  отчетный  период) ,а  также значений  связанных  статей бухгалтерской  отчетности , раскрываемых  за каждый представленный  в бухгалтерской  отчетности   период, как если бы новая учетная политика применялась  с момента возникновения  фактов хозяйственной  деятельности данного вида Например , изменение  организацией  метода  начисления  амортизации по нематериальным  активам вызывает  необходимость  перерасчета  суммы  амортизации и пересмотра сальдо  по сч. 05  «Амортизация  нематериальных  активов» ,  84 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый  убыток)» , а также статей отчетности  «Нематериальные  активы» и «Нераспределенная  прибыль(непокрытый убыток)»

Изменения  учетной  политики , оказавшие  или способные  оказать  существенное  влияние на финансовое  положение   организации , финансовые  результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств , подлежат  обособленному раскрытию  в бухгалтерской  отчетности

Особое внимание уделяется  учетной  политике структурных  подразделений  организации  ,так как учетная политика является  единой  для филиалов , представительств  и иных  подразделений  организации (включая  выделенные  на отдельный  баланс) , независимо  от их  места нахождения

Аудитором  проводится  анализ существенных  элементов учетной  политики  Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная  политика организации» организация  должна  раскрывать  избранные при  формировании  способы ведения бухгалтерского  учета , влияющие  на оценку и принятие  решения  пользователями  бухгалтерской  отчетности На практике зачастую  организациями  нарушается требование о выборе одного из нескольких  допускаемых  законодательными  и нормативными актами  способов, входящих в систему нормативного  регулирования  бухгалтерского  учета в  Российской Федерации Выбранные организацией методы учетной политики  действительны  , если  они не противоречат  действующим  нормативным  актам Если по конкретному вопросу  в нормативных правовых актах  не установлены  способы ведения бухгалтерского  учета, то при  формировании  учетной  политики осуществляется  разработка  организацией  соответствующего способа , исходя из содержания ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и иных положений по бухгалтерскому  учету ,а также Международных  стандартов  финансовой  отчетности

К способам ведения  бухгалтерского  учета  ,подлежащих  раскрытию  в учетной политике, относятся , например,  классификация  доходов и расходов , способы погашения  стоимости  основных средств , нематериальных  и иных активов  ,оценки производственных  запасов, товаров, незавершенного  производства , готовой продукции, создание резервов  на ремонт  основных  средств, на предстоящую  оплату отпусков , по сомнительным  долгам и др. В учетной  политике не должна содержаться  ссылка на соответствующие  положения действующих  нормативных документов , а должен быть отражен конкретный  способ ведения учета

Особое внимание аудитора уделяется  учетной политике для целей налогообложения  В отличие  от бухгалтерской  учетной  политики  налоговая  политика формируется  ежегодно

В соответствии  со ст.313 Налогового кодекса налогоплательщик  в учетной политике в целях налогообложения  определяет  порядок ведения налогового  учета,  где устанавливаются  способы ведения учета  для целей  налогообложения , перечень  регистров  налогового  учета, ответственных  за их ведение , организацию документооборота

Изменение порядка  учета отдельных  хозяйственных операций  и (или) объектов в целях налогообложения  осуществляется  налогоплательщиком  в случае изменения законодательства  или применяемых  методов учета При этом решения о любых изменениях  должны  отражаться  в учетной политике  для целей налогообложения  и применяться  с начала нового налогового  периода

В случае , если налогоплательщик  начал  осуществлять  новые виды деятельности ,он также обязан  определить  и отразить  в учетной политике для целей  налогообложения  принципы и порядок отражения для целей налогообложения  этих видов деятельности

По результатам  аудита  учетной политики  аудитор  выявляет  значимые  и проблемные  участки  бухгалтерского  учета , которым должно быть уделено  повышенное  внимание , а также формирует рекомендации по уточнению  либо изменению  учетной политики

Рубрики: Аудит

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов