Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения Понятие и виды финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы – это исходные первичные элементы , из которых состоит финансовое  право как отрасль  права Им свойственны  все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности , характерные именно для  данной отрасли права

Как и любая норма права,  финансово-правовая  норма представляет  собой установленное и охраняемое  государством  правило  поведения  участников общественных отношений , выраженное  в их юридических правах  и обязанностях

Особенности финансово- правовой нормы  обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует  отношения , возникающие  в процессе планового образования , распределения  и использования государством и органами местного самоуправления финансовых  ресурсов, необходимых им для осуществления  своих задач

Это выражается  в особенностях:

А)  содержания финансово-правовых норм;

Б) характера установленных в них предписаний

В) мер ответственности  за нарушение предусмотренных  правил;

Г) порядка защиты  прав участников финансовых  отношений  Содержание  финансово-правовых  норм составляют  правила поведения в общественных отношениях , возникающих  в процессе финансовой  деятельности государства и муниципальных  образований Эти правила выражаются  в предоставлении участникам данных отношений  таких юридических прав  и возложении на них юридических  обязанностей , осуществление которых обеспечивает  планомерное  образование , распределение  и использование централизованных  и децентрализованных  денежных  фондов (доходов) государства  и органов местного самоуправления  соответственно их задачам в каждый конкретный период времени , вытекающим из политики по социально-экономическом развитию страны  Это общее содержание финансово-правовых  норм имеет разнообразное  конкретное  выражение, что обусловлено  разнообразием финансовых отношений , многозвенностью  финансовой системы Они содержат правила взимания  налогов и других обязательных  платежей с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств , создания и распределения  кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

Содержание финансово-правовых норм обусловило  их в основном  императивный (повелительный) характер  Как правило , они содержат требования, выраженные в категорической  форме и не допускающие их произвольного  изменения  , точно определяют  объемы  прав и обязанностей участников финансовых  отношений Эти права  и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства  и муниципальных образований ,а также интересов  каждого из участников  финансовых отношений в том числе предприятий всех форм собственности , граждан  Например , в финансово –правовых нормах содержатся  адресованные предприятиям  и гражданам  требования вносить  установленные налоги в государственный  или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков, представлять отчеты  и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных  органов, совершать  другие действия , обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства  и органов местного самоуправления денежных средств  и их использование в соответствии  с утвержденными планами  Вместе с тем  в целях соблюдения  прав и интересов плательщиков установлены обязанности государственных органов возвращать  им излишне  взысканные  платежи В финансово-правовых нормах закреплен обязательный для всех их уровней порядок формирования бюджетов , использования внебюджетных  и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и  обязанностей участников  этой деятельности

Имеются  особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей , установленных финансово-правовой нормой  Эти особенности обусловлены участием в финансовых  отношениях таких субъектов ,как государственные  органы,  органы местного самоуправления, организаций  и учреждений , компетенция которых определяется  в положениях и  уставах При этом их  финансово-правовые обязанности нередко сливаются  с правами, выражаясь в едином полномочии  Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов  Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей  территории –одновременно их право и обязанность Однако это не  означает , что нормы финансового права не содержат обособленных  прав и обязанностей Прежде всего это касается  граждан, предприятий , предпринимателей  и основывается  на конституционном  праве собственности , праве свободного использования имущества для не запрещенном законом экономической  деятельности

Таким образом,  финансово-правовая норма (норма финансового права)-это установленное государством и  обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных  финансовых отношениях  , возникающих в процессе планового  образования, распределения и использования  государственных (и  муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников

Лучшему уяснению  особенностей и роли  финансово-правовых  норм способствует  их классификация Ее можно  провести по нескольким основаниям

В зависимости от  способа воздействия на участников финансовых  отношений  ,  определяющего  характер их  юридических прав  и обязанностей , финансово-правовые нормы подразделяются на три вида :обязывающие , запрещяющие  и  уполномочивающие (управомочивающие)

Обязывающие  финансово-правовые нормы требуют от  участников финансовых  отношений (государственных  органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) совершить  определенные действия,  устанавливают их обязанности в сфере этих отношений Они, например, предписывают  налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков  о суммах и сроках предстоящих  платежей , а гражданам –уплатить своевременно  эти платежи  Органы власти  субъектов Федерации и местного самоуправления обязаны использовать строго по целевому  назначению выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства  в форме субвенций  Большая часть  финансово-правовых норм имеет  именно  такой   характер  В этом проявляется  основной , императивный метод  финансово-правового регулирования –метод властных  предписаний  

Запрещающие  финансово-правовые  нормы содержат запрет  на совершение определенных действий , устанавливают  обязанность участников  финансовых отношений воздержаться  от них

Так , запрещено придавать обратную силу законодательным актам , ухудшающим положение налогоплательщиков  Субъектам  РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным  законодательством (ст.5 , 12 НК РФ) На территории РФ запрещено введение других денежных знаков ,  кроме рубля , и выпуск денежных суррогатов  Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству  РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев , когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете

Однако число запрещающих финансово-правовых  норм сравнительно невелико  , что объясняется  тем, что при  регулировании финансовых  отношений преобладают  нормы обязывающего характера Предписывая  совершение    строго  определенных  действий , они обычно  исключают  необходимость специального установления связанных с  этими действиями  запретов

Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав участников  финансовых отношений , подчеркивания особой  важности соблюдения финансовой дисциплины  в какой-т области  предусматриваются  запреты В других случаях  запрещающие нормы определяют пределы дозволенных  действий Например, закон запрещает  определять условия и  порядок предоставления налоговых льгот,  носящих индивидуальный  характер( ст. 56 НК РФ)

Уполномочивающие  финансово-правовые нормы  устанавливают права участников  финансовых  отношений на  совершение определенных самостоятельных  действий  в предусмотренных  рамках Они представляют  возможность  принятия самостоятельных  решений в области финансов , но в строго установленных границах Таким образом , и этим  нормам свойственна  императивность , поскольку не допускается  выход за эти границы Например , представительные  органы  власти  субъектов  РФ при введении  региональных налогов  вправе решать вопросы , круг которых определен  федеральным законодательством  о налоговых  льготах  , о ставках налогов ,сроках уплаты и др. (ст.12 НК РФ) Предприятия вправе распоряжаться  своей прибылью , но после выполнения обязанностей по платежам в бюджет  Уполномочивающие  финансово-правовые нормы призваны  развивать инициативу  в финансово-хозяйственной  деятельности  исходя из общегосударственных  и региональных задач Поэтому их применение расширяется  в условиях перехода к  рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования Это связано также с повышением  самостоятельности хозяйствующих субъектов , органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления В зависимости от содержания нормы  финансового права могут быть  материальными  и  процессуальными  Материальные  финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы , виды и объем денежных  обязательств  предприятий  и граждан  перед государством  и муниципальными  образованиями , источники  формирования кредитных ресурсов банков , виды расходов , включаемых в бюджеты и  внебюджетные  государственные фонды . и т.п. , то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых  отношений

Процессуальные (процедурные) финансово –правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области  формирования , распределения и использования  государственных и муниципальных  денежных фондов (доходов) Они  требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой  деятельности: сроков, участия определенных  органов, установленной юридической формы принимаемых  решений и т.п.

В отличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует  в единой совокупности  материальные и процессуальные  нормы Его разделы и институты , как правило , в единстве  представляют  материальны и процессуальные нормы Исключением  является  бюджетное право, в котором от материальных норм  довольно четко обособляется  совокупность  норм, регулирующих  бюджетный процесс В БК РФ  особо выделена часть  третья под названием «Бюджетный процесс в Российской Федерации» Такое обособление было свойственно и  действовавшему  до него Закону РСФСР от 10 октября 1991г «Об основах бюджетного устройства  и бюджетного  процесса в РСФСР» Значительное внимание  формированию процессуальных норм уделено в НКРФ  Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение процессуальных финансово-правовых  норм  способствуют  эффективности использования механизма финансов , служат важной гарантией реализации материальных прав и обязанностей в области финансов в полном объеме , являются  необходимым условием формирования правового государства

Норма финансового права по своей логической структуре  состоит из трех основных элементов: гипотезы , диспозиции и санкции , каждый из которых отражает особенности этой отрасли права

Гипотеза  указывает  на условия действия финансово-правовой нормы Чаще всего гипотеза финансово-правовой  нормы имеет сложную форму  и содержит ряд четко сформулированных  условий , при наличии которых требуется  или  предоставляется  право совершить определенные действия в сфере финансовой  деятельности государства и  муниципальных образований Например,  обязанность предприятия уплатить  в государственный  бюджет налог на  прибыль  реализуется  при условии,  если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный)  баланс , а также  получает  подлежащую налогообложению  прибыль и др.

Диспозиция  устанавливает содержание самого правила поведения, то есть предписывает  совершение определенных  действий по формированию , распределению  или использованию  государственных и муниципальных  финансовых  ресурсов , выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых  отношений Диспозиция  требует определенного поведения от участников  финансовых отношений и не допускает отклонений от этих требований Санкции  предусматривают  последствия нарушения  правовой нормы , определяют виды и меру юридической  (финансово-правовой)  ответственности  нарушителей финансово-правовых  норм Посредством санкций  осуществляется  государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм Основанием для применения финансово-правовых санкций является  нарушение норм финансового права (финансовое  правонарушение), то есть несоблюдение установленных  ими правил: нецелевое  использование средств, несвоевременное  перечисление бюджетных средств  получателям , несоблюдение нормативов  финансовых затрат ,неуплата или неполная уплата  налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения,  представление коммерческим банком  недостоверной информации Центральному банку РФ и т.п

Итак, финансово-правовая санкция-это мера юридической ответственности за нарушение нормы финансового права

Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойственен  ряд особенностей Они имеют , как правило, денежный характер  и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя  через  его  денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем )Таковы наложение штрафа  ,начисление пени ,принудительное  изъятие  бюджетных средств  приостановление операций подсчетам  в банкам , запрет на  осуществление банком отдельных банковских операций и т.д.

При изъятии  денежных средств путем финансово-правовых  санкций характерным является  зачисление их в  государственную  (федеральную и субъектов РФ) или  муниципальную казну

Данные санкции распространяются  на всех участников финансовых правоотношений  -РФ , субъектов  Федерации ,муниципальные образования (например, принудительное  списание средств  с единого счета федерального бюджета, со  счетов других соответствующих  бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, должностных  лиц и граждан (блокировка  расходов  получателя  бюджетных средств , наложение штрафов  и пеней , приостановление  операций по счетам , штрафы за несоблюдение порядка  ведения кассовых операций  предприятиями , учреждениями и организациями и тому подобное)  При этом возможно  одновременное применение  финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации , учреждению

Меры финансово- правовой ответственности  применяются  государственными  органами и их должностными лицами К  таким органам  относятся  Федеральное казначейство , Государственный  таможенный комитет  РФ , Центральный банк  РФ , Министерство по налогам  и сборам РФ со своими структурными подразделениями Они применяют санкции в  административном  порядке (без судебного  разбирательства) Такой порядок  является  наиболее распространенным в  связи с направленностью финансово-правовых  санкций  на обеспечение общегосударственных интересов в области  финансов и необходимостью быстрого реагирования  на финансовые правонарушения  Однако это не исключает  в  соответствующих  случаях необходимости принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции ) по применению финансово-правовых  санкций (в частности , при наличии спора при взыскании  штрафов  и пеней)

Финансово-правовые санкции соединяют  в себе правовостановительные  и штрафные (карательные ) элементы  Для современных  условий характерны расширение  круга финансово-правовых  санкций , большее разнообразие их в  сравнении с допереходным  к рыночным  отношениям  периодом

С учетом  основных направлений  финансовой деятельности можно выделить следующие группы финансово-правовых  санкций: бюджетные , налоговые , кредитно-денежные , валютные

Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области финансовой деятельности  могут быть применены  меры  дисциплинарного, административного , уголовно-правового  и иного воздействия , то есть установленные нормами  других отраслей  права Основанием этого являются  правонарушения  соответствующего  характера

 

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов