Виды налоговых платежей

Платежи  налогового  типа (налоговые  платежи)  включают  в себя  не только налоги  Общая их система  состоит  из трех  однотипных ,но имеющих  свои  особенности , видов  платежей: собственно  налоги, сборы и пошлины  Их специфика  тесно связана с другой видовой классификацией налоговых  платежей – с их делением  на регулярные  и разовые,  общие и целевые  платежи Поэтому  в первую  очередь рассмотрим  последние из названных  видов  налоговых  платежей

Регулярные  налоги и сборы  уплачиваются  постоянно  в установленные сроки (по истечении  определенного  налогового  или отчетного  периода) , до тех пор , пока имеются  основания  для налогообложения –субъект , объект и налоговая база  К таким  платежам  относится  основная масса  налогов  Разовые  налоговые  платежи взимаются  единовременно , по мере того как  возникает объект   налогообложения  и другие  основания , для которых  не установлен  налоговый  период Примером разовых  налоговых  платежей  могут служить  налог с наследств и дарений , государственная  пошлина и некоторые другие

Те налоги , которые установлены  не с целью  покрытия  конкретного расхода  , называются  общими  Большая часть налоговых  платежей  развитых  стран  относится  именно к такому типу налогов В отличие  от общих  налогов  за каждым  видом целевого  налогового  платежа закрепляется  определенный  вид  государственных  расходов  К таким  налогам относятся , например , налоги – источники дорожных  фондов  , налоговые  платежи  за пользование  природными  ресурсами  в части , поступающей  в специальные  бюджетные фонды

Целевые налоги имеют  свои  достоинства  и недостатки С теоретических  позиций  в них наиболее  наглядно  проявляется  возвратный  ,возмездный  ,ценовой  характер  налоговых  платежей Их использование в налоговой практике  также не лишено  своих  преимуществ  по сравнению  с общими  налогами Открытость  общественного  предназначения  и целей взимания  таких  платежей дает государству  преимущества  психологического  характера , выражающиеся  в большей  готовности налогоплательщиков  уплачивать  налоги, которые могут принести реально ощутимую выгоду, а не только осознание  выполненного  общественного  долга

Тем не менее налоговая   система  страны  не может строиться  только (или в основном  ) на целевых  налоговых  платежах  Во-первых , большую  часть  расходов  по финансированию  процесса  воспроизводства  общественных  благ  сложно  или практически  невозможно  справедливо  распределить  по конкретным  налоговым  источникам  и отдельным  налогоплательщикам –потребителям  этих благ (государственных  услуг) Придется  настолько  перестраивать  налоговую  систему , что никакие преимущества  не покроют  всех  финансовых  и трудовых  затрат , связанных  с коренной  реорганизацией  и функционированием   такой  системы налогообложения  Во-вторых , в связи с конкретной  привязкой  большинства  расходов  к соответствующим   налоговым  доходам  возникнут  дополнительные  сложности  в процессе  планирования , утверждения  и исполнения  бюджета В-третьих, правительство  лишится  возможности  перераспределения  средств  ,оперативного  маневра   доходными  источниками  в ходе исполнения бюджета  в силу их строго  целевого  предназначения  (недоимки по одним  налогам  и сверхплановые  налоговые  поступления  по другим –это реальность , от которой нельзя  застраховаться)

Названных  причин  достаточно  для того , чтобы  государство  строило систему  налогообложения  на принципе  рационального  сочетания  общих и  целевых  налогов , с акцентом  на первые  Поэтому  в современных  налоговых   системах  развитых  стран  преобладают  общие налоговые  платежи

Деление  налоговых  платежей  на три их вида: собственно  налоги, сборы  и пошлины –имеет  под собой как формальное (юридическое ), так  и содержательное  (экономическое ) основание

В Налоговом  кодексе РФ  под налогом  понимается  обязательный ,индивидуально  безвозмездный  платеж  организаций и физических лиц в  форме отчуждения принадлежащих  им денежных средств  в целях  финансового  обеспечения  деятельности  государства  и муниципальных  образований Это и есть достаточно  полное юридическое определение  отдельного  платежа в форме собственно налога

Сборы  и пошлины  также представляют  собой  самостоятельные  виды  платежей  налогового  типа, но они имеют  ряд отличительных  особенностей  В статье  8 Налогового  кодекса  РФ под сбором  понимается  «обязательный  взнос, взимаемый  с организаций  и  физических  лиц,  уплата которого  является  одним  из условий  совершения  в интересах  плательщиков  сборов  государственными  органами , органами  местного самоуправления , иными  уполномоченными  органами  и должностными лицами  юридически  значимых  действий  ,включая  предоставление  определенных  прав  или выдачу  разрешений (лицензий)»

Кодекс  не дает определения  пошлины, понимая  под ней , видимо, разновидность  сборов

По мнению  российских  специалистов , пошлины и сборы , в отличие  от общих налогов  всегда  имеют определенную  цель и специальные интересы , что сближает их  с целевыми налогами Если бремя  собственно  налогов  может распределяться  как по принципу  получения  благ  (выгод) так и по принципу  платежеспособности  в зависимости от вида  и целевого  характера налога, то бремя  сборов и пошлин  формируется и распределяется  преимущественно  на основе принципа  полученных благ  и непосредственно  не учитывает платежеспособность плательщиков

Основной  целью  установления  сборов  и пошлин  со стороны  государства  является  покрытие  конкретных  расходов  государственных  учреждений  и структур  , оказывающих  определенные  услуги организациям  и физическим лицам  Экономический  интерес  плательщиков  сборов и пошлин  заключается  в получении  через уплату  этих платежей  конкретных прав , благ и выгод или правовой  защиты Однако не всегда  сборы  и пошлины  количественно  соответствуют  расходам , ради покрытия  которых они введены  Платежи могут быть больше необходимых  сумм  расходов  (государство  использует  свой монополизм) ,а могут  быть  меньше  последних  (выгода  несоразмерна  платежу  по причинам социального  или экономического  характера) Не всегда  сборы и пошлины устанавливаются  только ради финансирования  соответствующих  расходов  Иногда они преследуют  иные целы : защиту  внутреннего  рынка и отечественных  товаропроизводителей  путем установления  высоких  таможенных  пошлин , необходимость  регистрации  и учета какой-либо  деятельности  при установлении по размерам  регистрационных сборов и др.

Сборы  могут быть регулярными  и разовыми  Первые ближе стоят  к целевым  налогам , а вторые –к пошлинам  Пошлины же обычно носят  разовый  характер  Существуют  и другие , более значимые  различия между этими  двумя платежами  налогового  типа Учитывая  российское  и западноевропейское  налоговое  законодательство ,а также  позиции специалистов  в области налогового права , можно провести  четкое  разграничение  сферы  распространения  этих платежей

Под сбором  следует понимать налоговый платеж за обладание специальным  правом  или за предпочтение  при оказании  услуги органом  государственной  власти и управления (сборы за право  торговли, лицензионные  сборы, сборы  за пользование  объектами  животного мира и водными  биологическими  ресурсами и т.п.) Пошлины (таможенная и государственная)  представляют  собой  платежи налогового  типа, устанавливаемые  за совершение  в пользу плательщика  юридически значимых  действий  или за оказание  административных  услуг органом  государственной  власти и управления (ввоз или вывоз товаров при пересечении таможенной  границы , выдача  и регистрация  документов , судопроизводство и т.п.) При этом  пошлины  непосредственно  связаны с получением  плательщиков индивидуальной  выгоды Выгоды плательщиков сборов носят  более аморфный  характер

Учитывая  специфику  сборов  и пошлин  по сравнению  с общими  налогами  , при их установлении   следует  исходить  из следующих  практических  соображений Во-первых, размер  сборов и пошлин  по-возможности  должен  быть  соизмерим  с выгодой  плательщиков  и (или) с  соответствующими  расходами  государственных  органов власти и управления  Во-вторых , величина  ставок  и сборов  , и пошлин  не должна  ограничивать возможности  юридических и физических  лиц в реализации  своих  конституционных  прав Она должна давать  обществу возможность  получать от государства  полный перечень соответствующих благ и услуг В случае недостаточности  поступлений сборов  и пошлин  для финансирования  таких расходов  могут привлекаться  средства  от поступлений общих налогов

Рубрики: Налоги

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов