Дискуссионные вопросы функционального предназначения налогов

Сущность  категории  проявляется  в ее  функциях Функция есть форма  проявления  сущности  экономического  явления Через функции происходит  смычка теоретической  сущности категории с конкретными  формами ее реализации на практике

Функции налогов должны отражать  их общественное  предназначение  и раскрывать  в конкретных  практических формах потенциальные  возможности  этой  категории  в общественной  экономической  системе Поскольку  налоги представляют  собой частную  финансовую  категорию , постольку  формы проявления  ее сущности (частные функции) могут быть  реализованы  лишь в рамках  общих функций  экономической  категории  финансов(государственных  финансов)

Государственные  финансы  выполняют три функции , связанные с  движением  централизованных  финансовых  ресурсов в публично-правовой  форме

1 функцию образования  государственных (централизованных) доходов;

2 функцию  использования государственных  (централизованных) доходов;

3 контрольную функцию

Названные   функции  государственных  финансов реализуются  в системе  государственных  (муниципальных) доходов и расходов  сконцентрированных  и сбалансированных  в бюджете и внебюджетных  фондах  Процессы  образования и использование этих  централизованных  доходов  обслуживаются  преимущественно  финансовой  категорией  налогов  Однако в рамках  общих функций  государственных  финансов существует своя , частная специализация  налоговых отношений в системе  финансовых  и бюджетных отношений , позволяющая  четко отделить  налоги  от всех прочих  форм мобилизации государственных  доходов  и финансового  контроля Эта специализация  находит  свое выражение в частных (специальных) функциях  налогов Они должны вытекать из общих  форм проявления  сущности государственных  финансов и конкретизировать  общие функции государственных  финансов  Это основной  критерий  оценки  функций  налогов на объективность , то есть проверки их на истинность

Названный  критерий  важен  постольку , поскольку  вопрос о функциональном  предназначении  налогов по сей день является  дискуссионным  Какими только  функциями не наделяли  их экономисты! Чаще всего  в различных  комбинациях  называются  следующие функции налогов : экономическая , распределительная , перераспределительная  ,учетная  ,фискальная  поощрительная , стимулирующая , регулирующая , контрольная

С позиций  отражения  в функциях  специфики  рассматриваемой  категории  спорно наделения  налогов экономической , распределительной  перераспределительной  и учетной функциями  Аналогичные  «функции»  присущи  любой экономической  категории: заработной  плате, прибыли, амортизации  , кредиту  и т.д. Экономическая функция  экономической  (финансовой) категории –не что иное  ,как игра слов (с таким же успехом можно считать , что налоги  выполняют  финансовую  или налоговую  функцию) И налоги, и другие стоимостные  категории обслуживают  сферу  распределительных  и перераспределительных  денежных отношений,  отличающихся  друг от друга индивидуальным  своеобразием , присущим только им Таким образом, их распределительный (перераспределительный)  характер  являясь  общим для налогов и других стоимостных  категорий , не определяет  их конкретные  специализации  в системе распределительных отношений

Налоги , цены , амортизация  , заработная  плата и т.д. по-своему  выполняют роль учетных  инструментов : цена выполняет  роль учета стоимостных  пропорций  и затрат, заработная  плата – учета рабочего времени  и затрат  труда, амортизация –учета стоимости износа  основных средств , налоги-учета поступлений  в бюджетную систему и т.д. Они могут  выполнять  роль учетного  инструмента ,но не учетную функцию  Учет налоговых  поступлений –это функция налоговых  органов , но не  финансовой  категории налогов

Теоретически  и практически сложен и запутан подход  к пониманию функционального предназначения  налогов, предполагающий  деление функций на свойства  и подфункции  Например А.З. Дадашев  считает  основной  распределительную  функцию  налогов, которая обладает  фискальным  и регулирующим  свойствами , а в составе последнего  выделяет  стимулирующую  и воспроизводственную  подфункции (воспроизводственным  назначением  и наделяются  налоги за пользование природными  ресурсами  и налоги –источники  дорожных фондов)

Большинство  современных  российских  экономистов справедливо обращает  внимание  на историческую  и научно-практическую объективность  выполнения налогами , по крайней  мере, двух функций : фискальной и регулирующей  Последнюю  иногда сводят  к поощрительной  или  стимулирующей  функции Однако регулирование –более широкое понятие , включающее  в себя  не только стимулирование  ,но и сдерживание экономического  роста (мировая  история  знает немало примеров,  когда действующая  налоговая  система тормозила развитие экономических  процессов, последний  пример –Россия  90-х годов ХХ  столетия)

Немало  оснований есть и для того , чтобы высказаться  в поддержку  экономистов, наделяющих  налоги контрольной  функцией  ,которая обусловлена  законодательно-правовой  (обязательной) формой налоговых платежей  Сам факт выделения в самостоятельные отрасли финансового  права, налогового  права и налогового  контроля за соблюдением налогового  законодательства  объективно  опирается  на наличие  у налогов  контрольной  функции  Непризнание  последней  означает , по сути  дела, отрицание необходимости проведения налогового  контроля Лишен научно-практической  логики  и вывод  о том, что налоговый  контроль  существует  сам по себе  , вне своей объективной  основы- контрольной функции  категории налогов

Таким  образом , обобщая  результаты  анализа сущности и функций  финансовой  категории  налогов , следует  отметить  , что налоги  объективно выполняют  четыре функции:

1 функцию  совокупного  эквивалента  стоимости государственных услуг;

2  фискальную функцию;

3 регулирующую  функцию;

4 контрольную функциюю

Названные  функции налогов, во-первых , логически вытекают  из общих  функций  государственных  финансов и не выходят  за их рамки  , во-вторых , конкретизируют  функции  государственных  финансов, подчеркивая  индивидуальную  специфику (специализацию)  налоговых  отношений в системе экономических , денежных  и финансовых  отношений Все функции  налогов настолько взаимосвязаны , что выделение какой-то  одной из них в качестве  основной представляется  невозможным Ни  одна функция  не может существовать  в отрыве от других , а если это  происходит, то нарушается  налоговое равновесие Однако с позиций  экономической  мотивации  и интересов  государства  главенствующее  положение  занимает  фискальная  функция ,а все прочие функции играют подчиненную  роль

Налоги  при выполнении функции совокупного денежного эквивалента стоимости  государственных  услуг принимают форму специфической , иррациональной  и монопольной  цены  совокупных  общественных благ (выгод) в меновой  пропорции совокупных  государственных  расходов

Фискальная  функция налогов определяет  их место как основного источника  государственных  доходов , аккумулируемых  в бюджетной  системе  страны в форме  обязательных , законодательно  установленных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды

Налоги в своей регулирующей  функции  обслуживают  процессы сознательного  вмешательства  государства в рыночную экономику , активно используя  налоги для стимулирования  экономического  роста, а также сознательного или неосознанного  сдерживания  и даже торможения тех или иных экономических процессов

Контрольная  функция налогов обусловлена обязательностью налоговых  платежей и объективной  возможностью использования государством  налоговых механизмов в качестве  инструмента  проведения  контроля за соблюдением налогоплательщиками  налогового  законодательства  и за их  экономической деятельностью

 

Рубрики: Налоги

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов