Понятие налогов как объективной финансовой категории

Стоимостной  анализ  категории  налогов  показал , что совокупный  налог  представляет собой  денежное  выражение (эквивалент)  стоимости (ценности) совокупных  услуг государства  в относительной  форме стоимости  совокупных государственных  расходов То есть налоги выросли из функции  денег как меры стоимости, но проявляются прежде всего в  функции денег как средство  платежа Последняя  функция возникла в  результате  временного  разрыва  фаз, метаморфоз  процесса купли-продажи «С развитием товарного обращения развиваются  отношения, благодаря  которым отчуждение  товаров отделяется во времени от реализации  их цены» В налоговых  отношениях государство  и налогоплательщики  попеременно  и (или) одновременно выступают в роли и кредитора , и должника в силу разрывов  во времени моментов  предоставления общественных  благ и уплаты налогов

Как средство  платежа  деньги не опосредуют  процесс товарного обращения  ,а самостоятельно  завершают  его как абсолютное  бытие меновой  стоимости  или как всеобщий товар,  а образ  стоимости товара- деньги –в силу общественной  необходимости становятся  самоцелью продажи В нашем случае государство  «продает»  уже не сами услуги  как таковые , а принудительно  «обменивает»  свои денежные  расходы на их  денежный  налоговый эквивалент  Термин «денежный  эквивалент»  употребляется  здесь в той мере , в которой он применим к специфическим  налоговым  отношениям  вообще Если в классическом варианте товар продавца реализует  свою цену в виде частноправового  требования  на получение  денег, то при выполнении  деньгами функции  средства  платежа в виде налога требования на получение денег  носят обязательную публично-правовую  форму, что отличает  налоговые  отношения от  платежных  коммерческих  и кредитных  отношений Отдельные налоги  чаще всего отрываются  от своей субстанции –стоимости конкретных  услуг  государства –и совершают  самостоятельное  движение ,но в целом , в их совокупности , они не могут быть независимыми  от этой субстанции ,а государственные  расходы напрямую зависят  от объема собранных налогов

Налоги  обычно  на связывают  с функцией  денег как средства  накопления , что вряд ли соответствует  реальной  действительности , поскольку  экономическая  (регулирующая)  роль государства  в общественном  производстве  приобретает  все большее значение Так,  функция  денег в качестве  средства  платежа реализуется  путем накопления  денег перед сроками уплаты Это упрощенная  форма накопления , предполагающая  участие налогов в образовании различных  государственных  резервных  и целевых бюджетных  фондов  платежных средств  Более развитой  формой накопления является  накопление капитала , то есть  превращение денег (доходов) снова в стоимость  ,приносящую дополнительную стоимость (прибыль, доход) Налоги имеют  отношение  к накоплению капитала двояким образом

1 через  накопление  капитала  самим государством  путем прямого инвестирования в экономику  с целью получения прибыли централизованных  финансовых  ресурсов  , сформированных  на основе  налоговых  сборов;

2 через содействие  государства  ускорению  процесса накопления  частного  капитала путем инвестирования  расходов  по содержанию малорентабельных  и убыточных  отраслей, экономической и социальной инфраструктуры , а также путем установления системы налоговых освобождений   , скидок и  кредитов  , то есть  целенаправленного  изменения меновых  пропорций  в сторону уменьшения  налогового  эквивалента  по отдельным отраслям  экономики и группам плательщиков

Таким образом  , по своей экономической природе налоги представляют  собой  объективную  финансовую  категорию, выросшую и развивающуюся  из функции денег как меры стоимости , но проявляющуюся в их функциях  как средство  платежа (прежде всего) и как средство  накопления в связи с необходимостью  выполнения государством  своих функций  Общественное  предназначение  этой категории выражается  в опосредовании специфических  денежных отношений  в процессе  движения той части  стоимости ВВП и чистого  продукта (ЧП) общества , которая распределяется  (перераспределяется)  государством в  форме принудительного  изъятия (отчуждения)  у налогоплательщиков денежных  средств в государственную  казну (в бюджет и внебюджетные фонды)

На практике   категория налогов, воплощаясь  в конкретные  их виды с  законодательно регламентированным  порядком их исчисления  и уплаты по установленным ставкам  и на определенных условиях , оформляется  в действующую  налоговую  систему Поэтому при определении  экономической  сущности  налогов следует  учитывать  и их категориальное  содержание , и отличительные  формальные признаки налоговых  платежей Здесь недопустим  однобокий подход Рассмотрение налогов только как практической , принудительной  формы отчуждения  денежных  средства  от  плательщиков к государству  подчеркивает  их надстроечную , субъективную  сторону в ущерб  их базисному , объективному  характеру  Недоучет  объективного  начала в категории налога может повлечь за  собой (и это случалось нередко) волюнтаризм  правительств  в налогообложении , выражающийся  в установлении непомерного  налогового бремени , введении налогов , противоречащих  экономической  целесообразности  , в изъятии  у налогоплательщиков  даже необходимых  для  нормального  воспроизводства  и жизнеобеспечения  средств  В то же  время недооценка  практической значимости  налогов превращает  их в теоретическую  абстракцию

Итак, налоги  как финансовая  категория (как совокупный  налог)  опосредуют  движение на эквивалентной , возвратной  и возмездной  основе  части стоимости  валового (чистого) продукта общества  от субъектов  хозяйствования  и граждан к государству  в форме законодательно  установленных  обязательных  платежей  в государственную  казну, предназначенных  для покрытия  расходов государства  при выполнении им своих функций

Под налоговым  платежом (конкретным  налогом)  понимается  отчуждение  налогоплательщиком  денежных  средств  в бюджетную  систему , одновременно  удовлетворяющее  признакам обязательности ,  индивидуальной безвозмездности , определенности  и долговременности  законодательно  установленных  элементов налогообложения  При  установлении каждого  налога  в налоговом  законодательстве  должны  быть четко  определены  следующие элементы  налогообложения : налогоплательщики  , объект  налогообложения , налоговая  база , налоговая  ставка (ставки) , налоговый (отчетный)  период , порядок исчисления налога , порядок и сроки уплаты налога,  налоговые льготы , налоговая  декларация ,ответственность  за налоговые  правонарушения  и др

Отсутствие  или неопределенность  названных  элементов  налога (налогообложения ) либо делает  платеж  экономически  бессмысленным , поскольку  нет достаточных  юридических  оснований  для его уплаты , либо  вызывает  двусмысленное  толкование правил взимания  налога  и взаимные  претензии  налоговых органов и налогоплательщиков  друг к другу

К налоговым  платежам нельзя относить штрафы  и пени , уплачиваемые  налогоплательщиками  за нарушение  налогового законодательства  Нельзя  относить  к налогам  и платежи , называемые  парафискалитетами , несмотря  на определенную  внешнюю  их схожесть Налоги поступают  исключительно  субъектам государственной  власти всех уровней управления , а парафискалитеты  устанавливаются  в пользу  юридических  лиц публичного  или частного  права (профессиональных , социальных и прочих  организаций , не являющихся  органами  государственной  власти)

Существует мнение   ,что размер собираемых  налогов зависит от правил , установленных  в законах  о налогах, а не в законе о бюджете , и  поэтому предполагаемая  сумма  расходов  не оказывает императивного воздействия  на налогообложение  Это противоречит  экономической  логике и реальной действительности

Во-первых , размеры налогов , конечно же, зависят от порядка , заложенного  в налоговом  законодательстве (ставок, налоговой  базы,  льгот и т.д.) ,но в процессе составления  и утверждения  бюджета  на очередной год  правительство  вправе  внести на обсуждение  в парламент  определенные поправки  и изменения  в действующий  порядок  взимания  налогов с учетом экономической  целесообразности и , в частности, в связи с изменением  предстоящих  расходов

Во-вторых, совокупный налог как денежный эквивалент стоимости (ценности) совокупных  государственных  услуг не может не зависеть от стоимостного  объема   своего менового  выражения –совокупных  государственных  расходов Предполагаемая  сумма расходов  не может не влиять  на величину налогов  и налогообложение  хотя бы по причине  необходимости  нормального  выполнения  налогами  своего  главного практического  предназначения –быть основным источником  финансирования  государственных  расходов Еще в конце 20-х гг. известный  российский  экономист  А.И. Буковецкий  подчеркивал , что в государственном финансовом  хозяйстве  не доходы , а расходы имеют  решающее  значение , что частное  хозяйство  не может истратить  больше, чем у него  будет  доходов , а государственное  хозяйство  в случае необходимости может увеличить  свои доходы путем  изъятия  необходимых  средств у частных хозяйств Однако нельзя без необходимости подстраивать  налоговые  законы  под желаемые  государственные  расходы , но и размеры государственных  расходов ограничены  предельным уровнем налогового  бремени Подчиняясь  общим экономическим законам рынка ,налоги, с учетом  их специфики  , свободны только в рамках  этих законов Нарушение  последних  негативно отражается  и на экономике в целом, и на государственных  доходах  и расходах Поэтому  говорить о независимости  налогов и расходов как об основном правиле налогообложения  можно лишь  с определенными  оговорками  в отношении размеров  конкретного  налога  и конкретного  расхода Именно такую независимость  следует считать  принципиальной  отличительной  чертой собственно налогов, позволяющей  отделить  их от пошлин  и сборов

Рубрики: Налоги

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов