Роль налогов в экономической системе общества

Следует различать  понятия функции и роли налогов Функции налогов составляют  потенциальные  возможности этой  финансовой  категории , объективно  заложенные  в ней Однако  на практике  налоговый потенциал  может быть  использован  с разным коэффициентом  полезного действия Результат, степень  практического  использования  всех функций  налогов и определяет  их роль в сложившейся  экономической системе страны

Роль налогов как совокупного  эквивалента  стоимости  государственных  услуг определяется  созданием необходимых  рыночных  условий для  максимально  возможного  использования  их фискального , регулирующего и контрольного потенциалов  Только при налоговом  равновесии может быть  достигнут  наибольший  фискальный контрольно-регулирующий  эффект  Чем полнее  совокупный налог отражает в качестве  эквивалента  действительную  стоимость  предоставленных  государством  общественных благ (выгод) , чем ближе бремя начисленных  налогов  к его равновесному  значению , тем больше  и стабильнее налоговые поступления  в бюджетную систему , действеннее  стимулы к инвестированию  в производство  и легализации доходов для налогообложения  ,меньше налоговых  правонарушений и т.д.

Налоги-  это основа государственного финансового  хозяйства В экономически  развитых  странах  государственные доходы на 80-90% формируются  за счет налоговых  платежей Масштабы  распределения и перераспределения  ВВП и национального  дохода  через налоги настолько  существенны  в современной  экономике  ,что их  позитивное  или негативное  воздействие  становится  решающим  фактором  при построении реализации политики  экономического роста Налоги –это важнейший инструмент  государственного  регулирования  экономической  системы  в целом и ее отдельных  элементов, а также антицикличного   развития экономики

В целом роль налогов  будет результативной  , если на практике использованы все фискальные , регулирующие  и контрольные возможности налогов  на основе достижения  необходимого  ценового  и  функционального  равновесия (последнее означает  сбалансированность  всех  функций  налогов) Важнейшим условием такого  равновесия  является  установление оптимального  уровня совокупного налогового  бремени  и ставок наиболее крупных налогов , несущих  основную  фискальную и  регулирующую  нагрузку в структуре  действующей системы налогов Результативность  последней  характеризует  такую  ценовую и функциональную  сбалансированность  налогов, которая обеспечивает  надлежащее исполнение бюджетов всех уровней , рост налоговых  поступлений,  инвестиций  и доходов налогоплательщиков  , социальную  защищенность населения

Оценка роли налогов  может быть  негативной , если действующая их система  не учитывает  наиболее важные потребности экономики и нацелена  преимущественно  на решение фискальных  задач  без учета  объективных  экономических  законов  и налоговых  закономерностей   В  результате  нарушения налогового  равновесия  не только не срабатывает  должным образом  регулирующая  и контрольная  функции налогов,  но и возникают  серьезные  в сборе налоговых  платежей

На оценку  роли большое влияние  оказывает  субъективный фактор Роль налогов по-разному может оцениваться  органами  государственной власти (законодательной и исполнительной), налогоплательщиками (организациями и физическими лицами),а также различными  группами населения Поэтому результаты  ее оценки различными  субъектами  налоговых  отношений  также могут быть  неоднозначными  Например, усиление  налогового  бремен  для увеличения  налоговых  доходов в связи с ростом государственных социальных расходов  может быть поддержано  органами власти и отдельными  группами населения , получающими  эти социальные  блага , то есть оценено  ими положительно  Но эта же мера негативно отразится  на доходах налогоплательщиков , что вызовет  у них отрицательную  реакцию  Поэтому однозначно  заявлять  о позитивной или негативной роли налогов  на каком-то конкретном этапе развития экономики только с точки зрения одного из субъектов налоговых  отношений крайне сложно ввиду многовариантности решений и результатов  такой оценки

Относительно независимую  от субъективного  фактора оценку  роли налогов  можно провести на основе анализа  влияния действующей  системы  налогов на доходы и результаты  деятельности  двух основных субъектов  налоговых  отношений  -государства и совокупного  налогоплательщика  Это позволит более объективно оценить  фискальную  и  контрольную  роль налогов

Как результат  использования государством  функционального  потенциала категории налогов и практических  действий  в области налогообложения  роль налогов проявляется  в самых различных  аспектах  в процессе  формирования централизованных  доходов, а также налогового регулирования  и контроля  на макроэкономическом  и микроэкономическом уровнях

Роль налогов как совокупного  эквивалента  стоимости государственных  услуг и фискальная роль  налогов закладываются  еще на стадии формирования налоговой системы  по составу , структуре  , элементам  налогообложения  и уровню  бремени  начисленных  налогов (в стратегическом плане) ,а также на этапе  формирования  доходной базы  бюджета страны, налогового  планирования  и налогового  бюджетирования (в тактическом аспекте) Государственное  налоговое планирование  и бюджетирование призваны обеспечить  выполнение установленных количественных  и качественных  показателей в ходе  текущего исполнения бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти, а также среднесрочных параметров  реализации фискальной  политики  государства  в соответствии  с принятой  налоговой концепцией  фискальной стратегии

Государственное  налоговое  планирование  представляет  собой совокупность  мер  научного  прогнозирования, практических  действий  и плановых решений  соответствующих  органов государственной  власти и местного самоуправления  по обеспечению  максимально возможного на данном этапе объема налоговых поступлений в бюджетную систему на основе рационализации  структуры доходных источников, поддержания высокого  уровня собираемости  налогов, оптимизации  налоговых  ставок и расширения объектов налогообложения  От качества государственного  налогового планирования непосредственно  зависит результативность  выполнения  налогами своего фискального предназначения  , такущий и будущий фискальный эффект

В планировании приходится  учитывать  действие двух разнонаправленных  законов: закона  налогового  предела и закона растущих  финансовых  потребностей  государства (последний  открыт  А. Вагнером  в конце 19века) Объективный  предел налоговых изъятий  ограничивает  возможности  государства  в увеличении своих доходов  путем усиления налогового бремени  Действие  же второго  закона предполагает  , что в силу роста населения и усложнения процесса  общественного  воспроизводства происходит  постоянный  рост потребности государства  в финансовых  ресурсах  для покрытия  растущих государственных  расходов на социальную сферу , оборону , управление, экологию и т.д. Поэтому важнейший  проблемой государственного  налогового  планирования является  поиск  компромиссных  решений, учитывающих  обе противодействующие закономерности

Влияние  налогов на воспроизводственный  процесс происходит  по  трем  основным  направлениям:  воздействие  на совокупные производство  и распределение , накопление  и потребление  , спрос  и предложение ; регулирование  доходов внутри бюджетной  системы; принятие  налогоплательщиками  экономических  решений  Названные направления реализации регулирующей  и контрольной  роли налогов предполагают  манипулирование  такими  налоговыми  формами , методами и инструментами , как способы  налогообложения  и виды  налогов, налоговые  ставки  и другие элементы налогообложения , налоговые льготы и налоговые санкции , нормы и нормативы , камеральные и выездные  налоговые проверки и т.д.

Деятельность  государства  по реализации  регулирующей  и контрольной  роли налогов  получила  название государственного налогового регулирования  и государственного  налогового  контроля  Такая деятельность  органов государственного  управления будет эффективной,  если обеспечивает  в текущем и долгосрочном  плане необходимый  фискальный эффект на базе общего  экономического  роста и роста доходов налогоплательщиков

Оценивать  в целом  роль налогов в современной  России  как позитивную  не позволяет  следующие  основания:

1 Высокое  налоговое бремя  не только не решает ,но и усугубляет  проблему острой нехватки  средств  бюджета  для финансирования  на  должном уровне большинства  социальных  расходов  , перевооружения  армии  и флота и других неотложных  общественных потребностей ;

2 планирование , утверждение  и исполнение российского  бюджета  от доходов , а не от расходов , как этого требует развитая рыночная экономика , делает  профицит  бюджета искусственным  , получаемым  путем  занижения  объема  предоставляемых  общественных  благ и социальных расходов;

3 низкая  собираемость  налогов при высокой  налоговой  нагрузке  свидетельствует  об излишней  фискальности налоговой системы;

4 несмотря на достаточно  жесткие штрафные  налоговые санкции , не снижаются  масштабы  массовых  уклонений  налогоплательщиков  от уплаты налогов,  сокрытия  доходов  и объектов  от налогообложения ,

5 действующая  система  налогового  льготирования  не дает  должного регулирующего  эффекта в  виде  существенного  роста  инвестиционной  активности  отечественных  товаропроизводителей , заметного  улучшения инвестиционного  климата в отраслях обрабатывающей  промышленности  и превращения  малого бизнеса  в стабильную  и надежную  опору рыночной экономики ,без чего  невозможен  долговременный общий экономический рост в стране;

6 в структуре  налоговой  системы  преобладают  косвенные налоги,  что искажает  структуру ВВП  и налоговой нагрузки на доходы населенияв  пользу  скрытого  налогообложения

Если фискальную  роль  налогов  можно оценить  путем анализа динамики  налоговых  поступлений  и задолженности  по налогам и сборам , то регулирующую  и контрольную роль  налогов объективно  оценить  значительно  сложнее На эффективность  экономики страны влияет  не только налоговый  фактор ,но и целый  комплекс общерыночных , политических  , социальных  и иных факторов Тем не менее, в конечном счете , цель и  результативность  мер  государственного  вмешательства  в экономику налоговыми методами определяется ростом  доходов  бюджета на основе роста производства  и потребления, доходов предприятий  и населения  Поэтому  влияние налоговой системы в целом  и ее отдельных  элементов также можно оценить путем сравнения динамики  фискальных  показателей с показателями  экономического роста: ВВП  добавленной стоимостью , инвестициями и т.д. При этом  следует  отметить , что динамика изменений  налогов , как правило , следует  за динамикой изменения показателей  с некоторым запозданием  , что затрудняет оценку регулирующей  роли налогов Принято  считать , что чем больше этот временной разрыв , тем меньше эффективность  контрольно-регулирующих налоговых мер

Для повышения  объективности результатов  оценки  роли налогов анализируемые  показатели  должны быть  пересчитаны  на коэффициенты дефляции  с целью устранения влияния  инфляционного  фактора

Налоги в значительной  степени влияют  на структуру ВВП и первичных  доходов  государства  и субъектов  хозяйствования  (предприятий , домашних хозяйств) ВВП страны , произведенный  за год  или более длительный  период времени , представляет собой  разницу между стоимостью  произведенной  за год продукции (валового  выпуска товаров, работ и услуг в рыночных  ценах) и стоимостью  промежуточного  потребления (материальных затрат)

Структура  стоимости  распределенного  ВВП состоит  из суммы  первичных  доходов:  государства – налоги на производство и импорт ; предприятий  и предпринимателей (лиц без образования  юридического лица)- валовая  прибыль  экономики , включая  амортизацию , и смешанные  доходы ; работников  и предпринимателей  -оплата труда , включая  единый  социальный налог  и обязательные  взносы  в государственные  социальные  фонды Затем  через  бюджетную  систему происходит  дальнейшее  распределение  первичных  доходов  субъектов  хозяйствования  путем  взимания  подоходных  и других налогов и сборов

Рубрики: Налоги

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов