Эмиссия акций как источник финансирования

Акционерное  общество имеет внешний источник финансирования –это эмиссия акций Рассмотрение  данного вопроса начнем с характеристики  акции как ценной бумаги

Акция- это эмиссионная  ценная бумага, закрепляющая  права ее владельцев (акционеров)  на получение части прибыли акционерного общества  в виде дивидендов , на участие в управлении  акционерным  обществом и на получение части имущества , оставшегося  после ликвидации  общества(ст. 2 ФЗ «О рынке ценных  бумаг») Акция  удостоверяет  вклад акционера  в уставный  капитал акционерного  общества

В гражданском кодексе  определение акции отсутствует  Акции можно классифицировать по следующим  признакам:

1 по характеру обязательств  эмитента  и полномочий владельца:

– обыкновенные  акции (доход и участие в управлении);

-привилегированные  акции (гарантированный  доход);

2 по особенностям  регистрации и обращения:

-именные ;

-на предъявителя

Акция имеет  номинальную , балансовую , рыночную и ликвидационную  цену

Номинальная  цена  напечатана  на бланке акции или установлена при ее выпуске Она показывает ,какая доля уставного капитала приходится  на одну акцию на момент создания АО

Балансовая цена – это стоимость чистых активов АО , которая приходится  на одну акцию по балансу

Рыночная  цена это цена, по которой акция продается  или покупается  на рынке Отношение  рыночной цены к номиналу   , выраженное в процентах , называется  курсом  акции Разница между рыночной ценой и номиналом при эмиссии  образует эмиссионный  доход,  который входит , как было отмечено выше, в состав добавочного капитала (при соблюдении действующих  юридических норм)

Ликвидационная цена – стоимость реализуемого имущества акционерного  общества в фактических  ценах, приходящаяся  на одну акцию

Специфика акции как эмиссионной  ценной бумаги в том ,что она:

-закрепляет  совокупность имущественных  и неимущественных прав;

-размещается  выпусками;

-имеет  равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска  вне зависимости  от времени приобретения ценной бумаги

Акция как ценная бумага характеризуется  показателями  цены и доходности

Для определения текущей  рыночной цены наиболее распространенной является  модель Гордона

Если темп  прироста  дивидендов(д)  равен нулю (модель нулевого   роста) ,то текущая рыночная  цена акции (Ра) будет рассчитываться по формуле:

Ро=До/i

Где До –текущий дивиденд ; i- требуемая  инвестором  ставка доходности

Если темп  прироста  дивидендов  будет постоянен (д=const) ,то Ро определяется  следующим образом:

Ро= Д1/(i-д) = До*(1+д)/(1-д)

Где Д1 –величина  дивидендов  на ближайший прогнозируемый период

Текущая  рыночная  доходность (Кi)определяется  отношением  величины  выплачиваемых  дивидендов  к текущей рыночной цене акции:

Кi= Д/Ро *100%

Где Ро –текущая рыночная  цена акции

В выпуске  акций предприятие-эмитент  может быть заинтересовано по следующим причинам:

1 если АО  не обязано  возвращать  инвесторам  их капитал ,вложенный  в покупку акций;

2  если выплата дивидендов  не гарантируется ;

3 если размер  дивидендов  устанавливается  произвольно  , независимо  от прибыли

Эмиссия ценных  бумаг  представляет  собой последовательность действий  эмитента  по выпуску  и размещению ценных бумаг В  соответствии  со ст. 19 ФЗ «О рынке ценных бумаг» процедура  эмиссии  включает следующие этапы:

-принятие  решения  о размещении эмиссионных ценных бумаг;

-утверждение  решения  о выпуске (дополнительном  выпуске) эмиссионных  ценных бумаг;

-государственная  регистрация выпуска эмиссионных  ценных бумаг;

-размещение эмиссионных  ценных бумаг;

-государственную  регистрацию об итогах  выпуска

В соответствии  с законодательством  в решении о выпуске эмиссионных  ценных бумаг содержится  информация: о виде , категории (типе) эмиссионных  ценных бумаг ; правах владельца  ; условиях  размещения  ; о количестве  ценных бумаг в данном выпуске; номинальная  стоимость и т.п.

Государственную  регистрацию выпусков (дополнительных выпусков)эмиссионных  ценных бумаг  осуществляет  федеральный орган  исполнительной власти  по рынку ценных бумаг на основании заявления эмитента  Эмитент  не вправе  изменить  зарегистрированное  решение  о выпуске  ценных бумаг в части объема  прав по эмиссионной ценной бумаге

После государственной  регистрации выпуска  эмиссионных  ценных бумаг  эмитент  имеет  право  начать размещение Размещение  должно быть завершено  не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска)

Запрещается  при публичном  размещении или обращении выпуска  эмиссионных  ценных бумаг  закладывать  преимущественно  при приобретении  ценных бумаг  одним потенциальным владельцем перед другими ( за исключением установленных  законодательством случаев)

Завершающим  этапом  процедуры  эмиссии  является  регистрация отчета  об итогах  выпуска В отчете  должны быть указаны : общий объем  поступлений ; количество  размещенных  ценных бумаг; фактическая  цена размещения (по видам  ценных бумаг в рамках  одного выпуска) и т.д.

Соблюдение всех юридических  процедур  при осуществлении  эмиссии  обязательно В то же время необходимо понимать , что эмиссия акций (а равно и облигаций) должна быть тщательно проработана  с финансовой  и экономической  точки зрения , поскольку за счет эмиссии  предприятие  увеличивает величину собственного капитала , а сама эмиссия выступает  способом  привлечения  дополнительных  финансовых  ресурсов

Разработка  эмиссии  акций включает несколько этапов

На первом этапе необходимо определить цели эмиссии В экономической литературе  по этому  поводу  существуют  различные мнения  Так,  в качестве  ключевых целей , которыми руководствуется  эмитент  при осуществлении  эмиссии , выступают:

1 реальное  инвестирование , связанное с отраслевой  и региональной  диверсификацией  производства;

2 необходимость  значительного улучшения структуры капитала  за счет  повышения  доли собственного  капитала в его общем  объеме;

3 намеченное  поглощение других компаний ;

4 иные цели , требующие  быстрой  мобилизации собственного капитала

Кроме вышеназванных  целей , в экономической литературе называются и другие:

-поддержание  цены и/или колебаний цен собственных  акций на необходимом  уровне;

-привлечение  стратегического  инвестора;

-сохранение  и усиление  контроля за акционерным  обществом

Нам представляется   ,что целями эмиссии акций могут быть следующие:

1 получение  финансовых  ресурсов;

2 увеличение  размера собственного капитала организации;

3 изменение  структуры акционерного  капитала;

4 погашение задолженности;

5 поглощение других компаний

Таким образом , цели могут быть различны и эмиссия акций, в отличие  от эмиссии  облигаций , может быть осуществлена  не только для получения  финансовых  ресурсов

Четкое  определение предприятием –эмитентом  конкретной цели позволяет  решить целый комплекс  вопросов, о чем будет сказано ниже

На втором этапе исследуются возможности  эффективного размещения  акций Эмиссии  обыкновенных  или привилегированных акций невозможны без тщательного предварительного  анализа конъюнктуры  фондового  рынка и оценки потенциальной инвестиционной  привлекательности  этих акций

Анализ  конъюнктуры  фондового  рынка  включает  характеристику  спроса и предложения на акции за определенный период времени , динамику уровня цен их котировки , объемы продаж новых эмиссий , изучение структуры фондового рынка по составу  эмитентов и т.п. На основе анализа  можно сделать вывод об уровне чувствительности фондового рынка к появлению новой  эмиссии и о его потенциале  поглощения эмитируемых  объемов акций данного эмитента

Оценка потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций   проводится  с позиций учета перспектив развития отрасли вообще и по сравнению с другими отраслями ; финансового  состояния , конкурентоспособности  производимой  продукции В результате оценки определяется  возможная степень инвестиционной  предпочтительности  акций оцениваемой  компании по сравнению с акциями  , уже обращающимися  на фондовом рынке

На  третьем этапе  определяется  объем эмиссии При расчете  объема эмиссии необходимо учитывать  несколько  моментов

Так, зачастую  объем эмиссии определяется  на основе цели

Если цель –получение финансовых ресурсов , то есть их привлечение , например  для финансирования  инвестиционного  проекта,  тогда логика  расчета  очень проста:  вначале рассчитывается  объем  инвестиционных  затрат (IC) ,затем  объем внутренних  источников  финансирования  (прибыль Р  + амортизация  А) и тогда объем  эмиссии будет равен разности : IC –(P+A) При отсутствии  внутренних источников объем эмиссии равен инвестиционным  затратам

Если цель- погашение кредиторской  задолженности , то объем эмиссии равен величине кредиторской  задолженности Если целью является  защита от поглощения , то объем эмиссии определяется на основе учета двух факторов:

-величины пакета акций , находящихся  у компании-поглотителя

-величины пакета акций , находящихся  у поглотителя  , которую  предприятие  считает  приемлемой  для решения задачи защиты (например , в собственности  компании- поглотителя  находится  18% обыкновенных  акций,  целесообразно  довести эту величину до 10%

На объем эмиссии  могут влиять  существующие ограничения , например  законодательные В частности , ст.102 ГК РФ устанавливает  , что доля  привилегированных  акций в обще  объеме уставного  капитала  акционерного  общества  не должна превышать двадцати  пяти процентов Именно это и учитывается  при определении объема эмиссии

На четвертом  этапе  определяется  вид,  номинал  и количество ценных бумаг В данном случае речь идет о выборе  между обыкновенными  и привилегированными  акциями  В рамках одного вида  акций  могут существовать  различные их типы В мировой практике  для создания тех или иных  схем контрольного влияния в акционерных  обществах используются :

-неголосующие  обыкновенные  акции , не дающие  права голоса и предназначенные  для распространения  среди мелких  акционеров;

-подчиненные  обыкновенные  акции  дают меньшее количество голосов , чем простые голосующие акции такого же номинала , но другого типа , выпущенные  тем же эмитентом ; предназначены  для тех же целей,  что и неголосующие ;

-многоголосые  обыкновенные  акции  дают большее количество голосов , чем простые  акции того же номинала ,но другого типа, выпущенные этим же эмитентом; предназначены  для распространения  среди крупных  акционеров  общества  в целях повышения их влияния

В соответствии  с российским  законодательством  обыкновенные акции дают право голоса  по принципу: одна акция –один голос

Номинал  акций  определяется  с учетом предполагаемого  инвестора Наибольшие  номиналы  акций ориентированы  на их приобретение  институциональными инвесторами , наименьшие –на приобретение населением Необходимо отметить  , что номинал обыкновенных  акций  в большей  степени является  расчетной  величиной И каждый  эмитент  решает  этот вопрос по своему  усмотрению Номинал обыкновенных  акций  у эмитентов  различен Так  при публичном размещении обыкновенных акций (2004г) номинал обыкновенной  акции составлял: у ОАО «РБК  Информационные системы» 0,001 руб; у ОАО Концерн  «Калина»-70руб ; у  ОАО «Седьмой континент» -0,5руб , у ОАО «Открытые  инвестиции»-1000 рублей

Количество  эмитируемых  акций определяется  исходя из объема эмиссии  и номинала  одной  акции Например, планируемый  объем эмиссии составляет 900 млн руб , а номинал -100руб тогда в выпуске будет 9 млн. акций

На данном  этапе планируемым  показателем  является  и предполагаемая  рыночная цена акции

В соответствии  со стандартами эмиссии порядок определения цены размещения ценных бумаг , размещаемых  путем подписи, устанавливается:

А в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться  в зависимости от усмотрения  эмитента;

Б путем  указания на то, что цена размещения определяется  советом  директоров  или осуществляющим  его функции общим собранием акционеров

С практической точки зрения для расчета цены (если акции данного эмитента уже котируются  на фондовом рынке) может быть использована  средняя по фактическим  сделкам или средняя по регулярным  и множественным котировкам

На пятом этапе планируются  затраты , ассоциируемые  с эмиссией  В затраты эмиссий  могут входить  затраты на получение юридических и консультационных  услуг, проведение экспертиз, затраты  на подготовку  проспекта эмиссии , затраты на рекламу , затраты на печать , налоги и т.д. Величина этих затрат может быть очень существенной  Мировой опыт показывает, что «эмиссия …может быть весьма недешевой в случае выпуска акций  для широкой публики (часто от 5 до10%  от объема эмиссии)»

На шестом этапе необходимо сделать расчет стоимости привлекаемого акционерного  капитала В качестве дохода по обыкновенным и привилегированным акциям выплачиваются  дивиденды По привилегированным  акциям –это обязанность общества; дивиденды  по обыкновенным  акциям  могут не выплачиваться  Поэтому вначале определяется  предполагаемый  уровень дивидендов  исходя  из выбранного типа дивидендной  политики Затем определяется  стоимость  привлекаемого  капитала В расчете можно использовать простейшую формулу:

К обык. акций  =Дивиденды  по обыкновенным акция/объем источника *100%

Где К обык. акции- доходность привлекаемого капитала

Данный  показатель  сравнивается  с фактической средневзвешенной  стоимостью капитала и средним  уровнем процентной  ставки на рынке  капитала

На седьмом этапе осуществляется  выбор эффективных  форм андеррайтинга  Такая работа  необходима при открытом размещении эмитируемого  объема  акций Определяют состав андеррайтеров , цену  первоначальной  котировки , размер комиссионного  вознаграждения  С позиций эмитента  необходимо  обеспечить регулирование  объемов продаж акций  в соответствии  с потребностями в притоке поступлений финансовых  средств

 

 

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов