Тема Роль цен в рыночной экономике

1 Рынок и цены

2 Функции цены

3 Взаимосвязь  ценовой и финансово-кредитной  системы

Рынок –общественный  механизм  распределения  благ посредством  добровольного обмена  ; – очень сложное явление , за все время существования претерпевает изменения  и сегодня он многообразен, продолжают модифицироваться  формы и методы обмена , совершенно сделок

Различаются  рынки разных регионов ; товаров , даже внутри одного региона различны

Рыночному механизму принято противопоставлять  механизм оперативных  (административных) распределения  благ в рамках командной экономики

При рыночной системы хозяйства  экономические субъекты добровольно обмениваются  продуктами , потому что этот обмен выгоден  обеим сторонам сделки, то в  командной экономике административный  центр  решает  кто и какие товары будет производить, как и кому распределять , какие ресурсы выделять  каждому из субъектов , задействованных  в производстве  и распределения товаров

Таким образом чтобы население получало товар, а производители  знали что  изготовить –административный центр  координирует движение ресурсов в командной экономике

Последствия командной системы хорошо известны:

– недостаток одних товара, при производстве других

-структурные  диспропорции

-бюджетный  дефицит

– отставание экономического развития

– в потреблении товара на душу населения

В командной системе ресурсные и продуктовые потоки координируются   административным центром , а в рыночной –стихийно , без руководящих директив центра

Рынок располагает  координационным  механизмом  более мощным и эффективным  , чем любой административный центр Это –цены , они сообщают производителям то, что хотят купить потребители , то есть какие ресурсы  тратить , на какие товары

Цены указывают  потребителям  какие товары  можно приобретать  и расходовать  в больших количествах , а какие экономить , поскольку запасы соответствующих   ресурсов малы

Таким образом в рыночной экономике направление использования  ресурсов определяется  координирующим  механизмом цен

Цена- сумма денег, уплачиваемая  за единицу товара, то есть являющаяся  эквивалентом обмена товара на деньги

Функции  цены:

1 Измерительная, при помощи цен нам удается  измерять  сколько денег должен  отдать покупатель и получить продавец за единицу товара

Цены позволяют определить сколько должен трудиться  работник , чтобы он мог приобрести товар на свой заработок

При помощи  цен измеряется  материальное богатство  отдельных людей  и стран

Чтобы определить величину актива предприятия , отталкиваются   от цен

2 Учетная , весь учет за исключением складского построен на стоимостных  показателей Разнообразный мир товаров и услуг из натурально-вещественную форму транспортируется  в стоимостную  при помощи цен

Цены позволяют определить: ВВП , национальный  доход, объем розничного  товаро-оборота, объем  произведенного  и реализованного товара отдельных отраслей

3 Информационная , цены –носитель важнейшей  экономической информации  Они сообщают производителю  какие товары желают  от них получить потребители , поскольку цены этих товаров  будут более выше

С другой стороны цены информируют  субъектов  рынка  какие ресурсы становятся  дефицитными  они начинают стоить дороже Изменение цен одних   товаров  может служить информационным  сигналом  о том  , что цены других товаров будут меняться

С макроэкономической точки зрения темпы роста цен  (инфляция) дают инфо о положении в экономике в целом , ее проблемах  и перспективах

4 Стимулирующая , доходы как продавцов , так и  покупателей  формируются  при помощи цен Продавцы  стремятся  производить  товары востребованные покупателем , поскольку  их  цены , а следовательно и доходы выше

Снижение же цен на производимый товар, заставляет  продавцов искать способы  снижения затрат  Фирмы широко используют  стимулирующую  способность  цены, разработок  и предлагают  покупателю систему ценовых скидок

5 Распределительная  , посредством  цен перераспределяются  все доходы в рыночной экономике ; в отдельной сделке конкретный уровень  цены определяет  соответствующие  доходы  продавца и покупателя  Аналогично , доходы распределяются  между отраслями , регионами , странами

Доходы  государства (бюджета) также формируются  с помощью цен, поскольку в них реализуются  налоги

6 Регулирующая – цены выступают регуляторами  экономических процессов , они приводят в соответствие  спрос  и предложение на отдельных товарных рынках  и в экономике  в целом

Регулировка производства , распределение  и потребление таким образом, чтобы товаров производилось  сколько нужно  и чтобы попадали они к тем кто в них больше нуждается

Взаимосвязь  ценообразования и финансово-кредитной системы может быть по нескольким направлениям:

1 все финансовые  и кредитные ресурсы имеют свою цену

Разновидности цены выступают : валютный курс , банковский процент , котировка  акций и др

2 финансовые рынки выступают конкурентами товарных рынков , когда предприниматель принимает решение  об организации  бизнеса он рассматривает  альтернативы  Одной из них  выступает  размещение денежных средств  под процент Другой – инвестирование в ценные бумаги , если цены на рынке потенциального товара  таковы, что соответствующий доход от производства  приносит меньшую отдачу чем банковские  и финансовые инвестиции , то предпринимательский  вряд ли займется  производством

3 инструменты финансово-кредитной системы непосредственно участвуют в процессе  ценообразования  поскольку формируют элементы цены (банковский % может быть включен  в себестоимость , а также налоги)

Таким образом рыночный механизм цен и финансово-кредитной системы  неразрывно  связаны и вместе обеспечивают нормальное функционирование  рыночной экономики

 

 

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов