Управление финансами

  • Общие понятия об управлении финансами

Управление – цельно направленное  воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для  достижения определенного результата

Управление  финансами осуществляется  через  сложившуюся  систему отношений и обусловлено историческими , политическими и экономическими условиями и подчиняется  финансовой  политикой  государства

Таким образом управление финансами –процесс цельно направленное воздействие с помощью специальных приемов и методов на   финансовые  отношения и соответствующие  им виды финансовых ресурсов для реализации функций  субъектов  власти и хозяйствования

Объект управления – виды финансовых отношений ,которые  связаны с формированием денежных доходов  и накоплений и их дальнейшим  использованием субъектов хозяйствования  и государства

Субъект управления- организационные структуры ,которые осуществляют управление

В соответствии с классификации финансовых  отношений по их сферам выделяют  группы объектов:

– финансы  предприятий  (организаций и учреждений )

-страховые отношения

-государственные финансы

-финансы домашнего хозяйства

Им соответствуют  субъекты:

– финансовые отделы на предприятиях

-страховые органы

-финансовые  органы и налоговые инспекции

Совокупность  организационных  структур , осуществляющих  управление финансами называются  финансовым аппаратом Субъекты управления используют в каждой сфере финансовых  отношений специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы

Функциональные элементы:

  • Планирование и прогнозирование Важнейшее  место в системе управления  финансами При планировании любой субъект  хозяйствования  всесторонне оценивает состояние  финансов , выявляет возможности увеличения финансовых  ресурсов , определяет направления их эффективного  использования

В процессе прогнозирования  исследуются  возможное состояние финансов в прогнозированном  периоде , обосновываются  показатели  соответствующих  финансовых планов , определяется  реально возможный объем мобилизации  финансовых ресурсов , источники их формирования и направленное использование

2) оперативное  управление

-комплекс  мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимальном затратах с помощью перераспределения  финансовых ресурсов

Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями  условий  осуществления финансово  хозяйственной деятельности  и тенденции развития экономики государства  в связи с разнообразными факторами

Оно осуществляется  как на централизованных так и децентрализованных  уровнях

3) стратегическое управление

Осуществляется  высшими органами законодательства  и исполнительной  власти (президент , правительство , федеральное собрание)  В ходе составления  рассмотрения  и утверждения  прогнозов развития экономики государства , государственных и муниципальных секторов, долгосрочных  целевых программ развития отдельных отраслей при планировании направлений совершенствования  бюджетной системы РФ

В процессе его  осуществления определяются источники и размер финансовых  ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводство  в тех пропорциях которые были заложены в с соответствиями  в основном направлении финансовой политики

При осуществлении этого управления важно соблюдать системность в принятии решений , в основе которых –научный подход

4)контроль

Который осуществляется  в процессе планирования, прогнозирования и оперативного управления Он позволяет сопоставить фактические результаты с плановыми ,выявить причины отклонений ,резервы роста финансовых ресурсов и их более эффективного  использования

2 Органы управления финансами

Общее стратегическими  управленческими   функциями  в РФ в соответствии с конституцией  возможна на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание : государственная дума и совет федерации;  администрация президента  и правительство  РФ

Исполнительные органы власти в лице правительства  и территориальных  администраций занимаются  также составлением и исполнением территориальных бюджетов , ведением финансовой отчетности , имеет  бюджетных учреждений , заслуживают отчеты  о ходе исполнительной  бюджетов, ведут контроль за эффективным использованием бюджетных  средств

 

Процессом управления финансов занимаются  также представительные органы  власти – управление  общественными финансами (городские , республиканские , краевые , областные, районные думы) в которых рассматриваются , утверждаются  контролируется  соответствующие  бюджеты

С помощью финансового  аппарата государство  руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики , кроме того финансовый аппарат выполняет работу по оперативному  планированию , учету ,анализу и контролю  за исполнением финансовых планов

Управление финансами на предприятиях  осуществляет  финансовые отделы или службы ,а также финансовые подразделения министров и ведомств

Сфера страховых отношений управляют специальные  страховые структуры

Работа по управлению государственными финансами  осуществляет министерство финансов РФ и его органы на местах

Государственная дума и совет Федерации рассматривает  федеральный бюджет и отчет о его исполнении

Федеральное собрание – законы о налогах , сборах  и других обязательных платежах; -установленный пределы государственного внутреннего и внешнего долга

Важнейший  орган управления финансами  выступает министерство финансов РФ и его органы Его задачи: выработка единой государственной финансовой  политики: бюджетная , налоговая , страховая , валютная и сфера государственного долга Кредитной и денежной  политики, политики в сфере аудиторской деятельности , бух учет и бух отчетность таможенных платежей( в части исчисления порядка уплаты и определения таможенной  стоимости товаров и транспортных средств)

ВВП -2,5-3%

Инфляция-3-4%

Ставка рефинансирования

Уровень безработицы -5-7%

Индикаторы: фондового рынка валюты, НДС, ВВП,инфляция)

Структура  Министерства Финансов: центральный аппарат , федеральная служба по финансовому мониторингу, федеральная налоговая служба, федеральная  служба финансово-бюджетного надзора страхового надзора, федеральное казначейство

Функции Минфина:

-разработка  и представление в правительство  РФ проекты федеральных конституциональных  законов, актов президента и правительства

1) организация и функционирование бюджетных систем РФ

2)  определение  основ бюджетного процесса

3) федерального  бюджета на год

4) Порядка его исполнения

5) отчет о его исполнение

6) разграничению  бюджетному полномочию  между РФ, субъектами и органами местного самоуправления

7) финансовые взаимоотношения  федерального бюджета с бюджетами субъектов и местными

8)налоговой  и валютной политике и политике  в сфере таможенных платежей

9) регулирование  деятельности  субъектов и участников  страхового рынка

10) эмиссия  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг

11) представление  государственных гарантий РФ

12) управление  государственным долгом и финансовыми  активами РФ

13) регулирование и инвестирование  средств  пенсионных  накоплений

14)контроль и надзор  в финансово-бюджетной  сфере

Разрабатывает и утверждает:

1 порядок  составления  и исполнения  федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов

2 порядок ведения  бюджетной росписи  федерального бюджета

3 порядок составления и представления бюджетной отчетности об исполнении  бюджетов бюджетной  системы

4 форма налоговых деклараций , расчета   по  налогам , методические  рекомендации  и др нормативно –правовые акты

5 условия  лицензирования , аттестации  и предоставления  отчетности  в отношении субъектов  страхового дела

6 методология  эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных  ценных бумаг и предоставлении гарантий  РФ

Осуществляет :

  • составляющие бюджета на очередной финансовой год  , обеспечение его исполнения
  • прогнозирование и кассовое планирование  исполнения федерального бюджета
  • Составляющие и представленные в правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета  и консолидирование  бюджета РФ
  • Управление государственным внутренним и внешним долгом
  • Функции эмитента государственных ценных бумаг РФ
  • Координацию бюджетно-кредитной  политики  в соответствии с задачами макро-экономической  политики
  • Участие от имени правительства  РФ в деятельности международных  финансовых организаций и подписание с ними от имени правительства  (о предоставлении внешних займов, часть погашена досрочно ,уменьшение  процентов)

Основные департаменты  минфина : -бюджетные политики (проект  федерального  бюджета);- отраслевого  финансирования (финансы промышленности, транспорта, сельскохозяйственных) ;-оборонного  комплекса  и правоохранительных органов; – управления  внутренним и внешним долгом (определение эмиссию  займов  государства , погашение и %)

Территориальные  финансовые органы Минфина – функциональные  подразделения территориальных  администрации ( пример –минфин Саратовской области) , то есть обеспечивается  единство  бюджетной базы,  денежной системы , форм бюджетной документации , принципов  бюджетного процесса  и порядка формирования  доходов  и финансовых расходов бюджетов  всех уровней

Важный  структурный орган управления финансами –Федеральное  казначейство  , отвечает за кассовое исполнение  бюджета (принцип  единства  касс)

Имеет  свои  подразделения во всех субъектах  РФ  казначейские органы осуществляющие краткосрочное  прогнозирование исполнение  доходов  и расходов федерации бюджета и осуществляющий распределение регулирующих налогов между субъектами разного уровня

Оно составляет оперативную , квартальную  и годовую отчетность об исполнении бюджета

Контроль за правильным исчислением  полнотой и своевременностью  взносов  в бюджет всех  обязательных платежей  возможны  на Федеральную налоговую службу и ее  органы на местах  , то есть налоговая инспекция

Территориальные  Федеральные налоговые службы –налоговые инспекции по соответствующим территориям: республики , края, области, городу, району

Налоговая  инспекция  обязана: 1 Осуществлять  контроль за соблюдением  налогового законодательства  ,

2 вести  учет  налогоплательщиков

3 проводить  проверки налогоплательщиков

4 ежемесячно  представлять финансовым   органам и органам федерального казначейства  сведения  о фактических поступлениях  суммы налогов и других платежей в бюджет

5 информировать минфин  обо всех случаях неуплаты налогов

 

6 осуществляет  возврат излишне  уплаченных налогов суммы и неправильно изъятых  штрафов и пеней  За поступление таможенных пошлин  следит Федеральная таможенная  служба – обязана  проводить  проверки по платежам , которые взимают  таможенные органы  (пошлины –экспорт , импорт), проверять  все документы  связанные  с исчислением  и уплаты налогов , взымаевых   таможенными органами

В целом таможенные органы осуществляют контроль  за соблюдением налогового законодательства  при пересечении  товарами границ РФ, правильностью исчисления  и уплаты таможенных пошлин

На современном этапе развития остается  необходимость для  совершенствовании структуры  аппарата  управления финансами

Расширение финансовой  самостоятельности субъектов РФ, повышение значения территориальных  и местных финансовых органов в реализации финансовой политики

Правовой аспект  управления финансами

Основной закон –конституция  РФ, в которой определяется  федеральное государственное устройство -> 3 уровня  бюджетной и налоговой системы

с.8 конституция РФ –закрепляет  принцип единства  экономической системы

с. 35 –право частной  собственности

также   устанавливаются  правовые нормы  деятельности президента  РФ , органов законодательства  и исполнительной власти  и местного самоуправления  в бюджетном процессе

Нормы бюджетного кодекса  регулируют  финансовые отношения , возникающее в процессе функционирования  бюджетных систем РФ ,а также формирование  доходов бюджетов всех уровней  и бюджета государства , внебюджетных  фондов и расходование  этих средств при осуществлении бюджетного процесса

Нормы  налогового кодекса РФ – регулирующие отношения  по установлению и взыманию  налогов и сборов на территории РФ , отношения в областном налогового контроля и ответственные за совершение налоговых правонарушений

Наиболее значимые финансово-правовые акты:

-ежегодные принимаемые федеральные законы с  федеральным бюджетом и бюджетов  государственных внебюджетных фондов

Федеральный закон от 6 октября  2003года № 131 ФЗ «об общих принципах  местного самоуправления  в РФ»

Федеральный закон от 12января  1996года №7 ФЗ « о некоммерческой  организации»

Федеральный закон от 22 апреля  1996года №39 ФЗ «о рынке ценных бумаг»

Федеральный закон от 15 декабря  2001года №166 ФЗ « о государственном  пенсионном  обеспечении в РФ»

Указы  президента РФ – о поручениях органам государственной власти по разработке нормативных  актов и определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансовой  деятельности  которую осуществляют  управление финансами

Пример: постановление правительства РФ от 18августа 2010года №633 « о приоритетных  направлениях , предоставлении бюджетных ассигнований  инвестиций фонда РФ

для реализации  проектов , имеющих  региональные и  межрегиональные значения

Постановления  правительства  РФ от 21 августа 2010года №645  « об имущественной поддержке субъектов малого и среднего  предпринимательства  при предоставлении федерального имущества «

Федеральный закон о федеральном бюджете

Анализ финансовых  результатов деятельности  государства

Сводный  финансовый баланс –баланс финансовых ресурсов , созданных и использованных  в государстве  или его территории , который охватывает средства  всех бюджетов , внебюджетный фонд и предприятий расположенных на соответствующей территории

Схема  на территориальном уровне

-доходы :

1 прибыль

2 НДС

3 Подоходный налог с физических лиц

4 налог  на имущество

5 налоговые доходы

6 ресурсные  платежи

7 Региональные и местные налоги

8 амортизационные  отчисления

9 прочие налоги и доходы

10 долгосрочные кредиты

11 всего доходов

– расходы: 1 затраты на инвестиции

2 расходы осуществляемые  за счет прибыли , остающейся  у предприятия

3  на социально-культурные мероприятия

4 на ЖКХ

5 на НИР (научно-исследовательские работы)

6 на содержание правоохранительных  органов

7 на содержание органов госуд. И местных

8на целевые  программы

9 погашение долгосрочных  кредитов

10 прочие расходы

11 всего  расходов

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов