Система показателей рентабельности и их анализ

При рентабельности  характеризуют  относительную доходность  или прибыльность  работы предприятия

Изучение показателей  рентабельности позволяет дать  оценку работы предприятия как в целом , так и по отдельным направлениям  деятельности: производственной , инвестиционной , финансовой

Анализ  рентабельности  предприятия  в целом  и по отдельным  направлениям  более  полно  по сравнению с абсолютными результатами  финансовой деятельности  предприятия  отражает конечные  результаты  хозяйственной деятельности

Это вызвано тем, что рентабельность  отражает  полученный эффект  по отношению  к наличным  /потребленным ресурсам

Изучение тенденций измерения показателей рентабельности в динамике  дает возможность  определить , совершенствовать  свою собственную деятельность , удерживать  и укреплять  свои позиции в данной сфере рынка

Наиболее часто применяют 3 группы показателей рентабельности:

  • Рентабельность продукции (продаж)
  • Рентабельность предприятия
  • Рентабельность капитала

1 исчисляется  для всей проданной продукции , произведенной товарной  продукции или отдельных изделий = прибыль  от реализации/себестоимость  продукции (выручка от продаж)

Сравнительный анализ позволяет оценивать эффективность производственной деятельности , выбирать  наиболее выгодные  направления  деловой  активности , рационально  изменять структуру  ассортимента , определять  наиболее привлекательные  объекты для инвестирования

Рентабельность  продаж  продукции по сравнению с прошлым годом возросла  на 3,21

На изменение рентабельности продукции оказали влияние:

А) структура проданной продукции

Б) изменение  себестоимости проданных изделий

В) изменение отпускных  цен на продукцию

Влияние

А) может быть определено путем сопоставления реализованной продукции в отчетном году , но в ценах  предыдущего  года с базисной рентабельностью

В предприятии  из-за а)рентабельность   продукции пониженной на 5,19

Это может быть связано с повышением доли менее рентабельных  изделий

Дальнейший анализ  должен выявить причину такого снижения , должны быть  разработаны  меры по рационализации  структуры  и продаж

В ходе последующего анализа нужно выяснить за счет каких изделий достигнуто  снижение издержек и какую роль в этом сыграли  изменение цен тарифов на потребляемые  ресурсы  и услуги

Влияние на результативный  показатель  изменения отдельных цен на продукцию может быть определено путем сопоставления фактической рентабельности проданной продукции отчетного года  с рентабельностью  той же продукции в ценах предыдущего  года и затратах отчетного года

В пример повышение цен на продукцию что приводит к повышению рентабельности на 2,84/23,21

Во многом это независящий  от предприятия фактор, связан с  общей конъюнктурой  рынка, но рост цен на продукцию бывает следствием  целенаправленной маркетинговой  политики  продавца

 

2) в наиболее общем виде б) может быть рассчитана  ,как = Балансовая прибыль/средняя стоимость  активов предприятия (Р= П/Ф)

Если к анализу 2) подойти традиционно , рассматривая в качестве  факторов его изменения элементы расчетной формулы ,то любое повышение имущества предприятия (прирост его активов) ведет к понижению рентабельности

Но на практике прирост  активов предприятия, вызванный модернизацией  и расширением производства  ведет не к уменьшению ,а к увеличению рентабельности

Р= П*V/Ф*V =П/V* V/Ф  (умнож. На V реализуемой продукции)

То есть рентабельность предприятия можно представить  как произведение  2х показателей  *прибыли  на руб. продаж (рентабельность  реализуемой продукции (П/V)

*V продаж продукции на руб. стоимости  активов предприятия (V/Ф)

(фондоотдача  активов предпрятия)

Изменение  рентабельности  предприятия под влиянием  2х факторов на 0,05

-изменение  рентабельности реализуемой продукции

-изменение фондоотдачи  активов

Изменение  рентабельности реализуемой продукции приводит к повышению рентабельности  предприятия на 0,0871=изменение рентабельности  продаж * базисное значение фондоотдачи

Уменьшение фондоотдачи  всех активов приводит к понижению рентабельности предприятия на – 0,367= отчетное значение рентабельности продаж продукции*отклонение фондоотдачи

В ходе анализа нужно выяснить под влиянием каких факторов понижение фондоотдачи  активов  предприятия

Повышение рентабельности предприятия  связано с повышением рентабельности  продукции (из расчетов) в то же время уменьшение эффективности  фондов негативно  сказалось на рентабельности предприятия

Зная факторы, влияющие на рентабельность продукции и фондоотдачу можно более глубоко изучать  рентабельность предприятия и определить пути повышения эффективности деятельности анализу предприятия

3) позволяет определить эффективность испытания инвестированных собственных средств  предприятия и сравнить ее с альтернативными  источниками получения дохода

Чем больше уровень данного показателя ,тем больше привлекательно для инвестирования  анализируемых  предприятие

Полезно сопоставлять  рентабельность  собственного капитала и рентабельность  заемного капитала; также полученные показатели рентабельности с темпами инфляции  и действующей ставкой  % по депозитным вкладам  в банк, а также со ставкой банковского кредита

 

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов