Учение о разуме в философии Нового времени.

Проблема разума — сердцевина философии Нового времени.

Эпоха Просвещения в европейской культуре (ХVIII в.) — это эпоха культа разума и борьбы с предрассудками. Разум рассматривался как главный и лучший инструмент познания и преобразования человеческой жизни. В классической мысли ХVIII–ХIХ веков наряду с прославлением индивидуального разума нарастала тенденция прославления внеиндивидуального разума (абсолютный дух, высший разум).

Мыслители этой эпохи провозглашают идею разумного преобразования общества и природы. Данная идея была чужда средневековой философии, которая исходила из представления, что существующее общество устроено согласно божественному плану.

Философское мировоззрение нововременной эпохи ориентирует человека на «покорение» природы. Так, Ф. Бэкон убежден в том, что знание — самая могущественная из всех сил, необходимых человеку в покорении стихийных сил природы.

Специфическим идейным феноменом Нового времени стала теория социального прогресса. Понятие «социальный прогресс» систематически разрабатывается именно в эту эпоху. Прогресс противопоставляется привычным, господствующим представлениям о «спокойной», сохраняющей веками свои сложившиеся формы, жизни. Но уже в это время мыслителями осознается противоречивость и нелинейность прогресса. Ж.-Ж. Руссо, например, выдвигает идею о пагубном влиянии наук и искусств на нравственность. Прогресс в одной социальной сфере может оборачиваться регрессом в другой.

Основоположники философии Нового времени секуляризируют традиционное учение о заблуждениях, связывавшее последние с изначальной греховностью человека. Учение Ф. Бэкона об идолах (рода, пещеры, театра, рынка или площади) — это светская теория заблуждений.

Учение Дж. Локка о tabula rasa (лат. — гладкая доска, чистое, нетронутое), свободном от каких-либо представлений первоначальном состоянии человеческого сознания, также заключает в себе вполне определенный философско-исторический смысл. Великие преобразования человеческой жизни, которые провозглашают идеологи ранних буржуазных революций, должны быть начаты на хорошо расчищенном месте.

Спор о врожденных идеях определяет интеллектуальный климат этой эпохи. Локк категорически отвергает возможность существования такого рода идей. Декарт, напротив, признавал врожденные идеи и относил к ним некоторые понятия (Бог, число) и суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего» и т. д.). Сама по себе идея Декарта о врожденности знаний была ошибочной, но она не была абсурдной в качестве постановки проблемы. У человека есть врожденная информация (не идеи!) в виде задатков, безусловных рефлексов, установок.

Философское мировоззрение Нового времени было натуралистическим: философия и естествознание новой эпохи неотделимы друг от друга. Согласно натуралистическому мировоззрению, существует естественный порядок вещей, который не может быть нарушен никаким вмешательством свыше. Все изменения происходят естественным образом, т. е. проистекают из внешней природы или природы самого человека. Натурализм — философская основа учения об обществе (в первую очередь теории естественного права). Натуралистическое мировоззрение сводит социальное к природному, которое понимается как нечто изначальное, находящееся вне власти человека, неизменное.

Методология натуралистического мировоззрения, созданного философами Нового времени, носит метафизический характер, несмотря на их отдельные блестящие диалектические идеи. Метафизический способ мышления соответствовал тому периоду развития естество-знания, когда оно было еще собирающей, анализирующей, накапливающей, а не синтезирующей фактический материал наукой.

Философское мышление ХVII–ХVIII вв. было механистическим. Механицизм означает абсолютизацию законов механики, попытку объяснить принципами механики все явления. Кеплер, например, называет Вселенную машиной, определяет мир как божественные часы. Декарт применяет механику к исследованию живых существ. Животные, по Декарту, просто автоматы, лишенные психики. Ламетри называет свой философский труд «Человек-машина», где утверждает, что человек — самозаводящаяся (при помощи питания), перпендикулярно ползающая машина.

Новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мировоззрения. Основные его идеи — о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства — живут и в наши дни.

 

Рубрики: Философия

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов