Эволюция понятия опыта (Ф. Бэкон, Дж. Локк, )

Проблема разума — сердцевина философии Нового времени.

Эпоха Просвещения в европейской культуре (ХVIII в.) — это эпоха культа разума и борьбы с предрассудками. Разум рассматривался как главный и лучший инструмент познания и преобразования человеческой жизни. В классической мысли ХVIII–ХIХ веков наряду с прославлением индивидуального разума нарастала тенденция прославления внеиндивидуального разума (абсолютный дух, высший разум).

Мыслители этой эпохи провозглашают идею разумного преобразования общества и природы. Данная идея была чужда средневековой философии, которая исходила из представления, что существующее общество устроено согласно божественному плану.

Философское мировоззрение нововременной эпохи ориентирует человека на «покорение» природы. Так, Ф. Бэкон убежден в том, что знание — самая могущественная из всех сил, необходимых человеку в покорении стихийных сил природы.

Специфическим идейным феноменом Нового времени стала теория социального прогресса. Понятие «социальный прогресс» систематически разрабатывается именно в эту эпоху. Прогресс противопоставляется привычным, господствующим представлениям о «спокойной», сохраняющей веками свои сложившиеся формы, жизни. Но уже в это время мыслителями осознается противоречивость и нелинейность прогресса. Ж.-Ж. Руссо, например, выдвигает идею о пагубном влиянии наук и искусств на нравственность. Прогресс в одной социальной сфере может оборачиваться регрессом в другой.

Основоположники философии Нового времени секуляризируют традиционное учение о заблуждениях, связывавшее последние с изначальной греховностью человека. Учение Ф. Бэкона об идолах (рода, пещеры, театра, рынка или площади) — это светская теория заблуждений.

Учение Дж. Локка о tabula rasa (лат. — гладкая доска, чистое, нетронутое), свободном от каких-либо представлений первоначальном состоянии человеческого сознания, также заключает в себе вполне определенный философско-исторический смысл. Великие преобразования человеческой жизни, которые провозглашают идеологи ранних буржуазных революций, должны быть начаты на хорошо расчищенном месте.

Спор о врожденных идеях определяет интеллектуальный климат этой эпохи. Локк категорически отвергает возможность существования такого рода идей. Декарт, напротив, признавал врожденные идеи и относил к ним некоторые понятия (Бог, число) и суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего» и т. д.). Сама по себе идея Декарта о врожденности знаний была ошибочной, но она не была абсурдной в качестве постановки проблемы. У человека есть врожденная информация (не идеи!) в виде задатков, безусловных рефлексов, установок.

Философское мировоззрение Нового времени было натуралистическим: философия и естествознание новой эпохи неотделимы друг от друга. Согласно натуралистическому мировоззрению, существует естественный порядок вещей, который не может быть нарушен никаким вмешательством свыше. Все изменения происходят естественным образом, т. е. проистекают из внешней природы или природы самого человека. Натурализм — философская основа учения об обществе (в первую очередь теории естественного права). Натуралистическое мировоззрение сводит социальное к природному, которое понимается как нечто изначальное, находящееся вне власти человека, неизменное.

Методология натуралистического мировоззрения, созданного философами Нового времени, носит метафизический характер, несмотря на их отдельные блестящие диалектические идеи. Метафизический способ мышления соответствовал тому периоду развития естество-знания, когда оно было еще собирающей, анализирующей, накапливающей, а не синтезирующей фактический материал наукой.

Философское мышление ХVII–ХVIII вв. было механистическим. Механицизм означает абсолютизацию законов механики, попытку объяснить принципами механики все явления. Кеплер, например, называет Вселенную машиной, определяет мир как божественные часы. Декарт применяет механику к исследованию живых существ. Животные, по Декарту, просто автоматы, лишенные психики. Ламетри называет свой философский труд «Человек-машина», где утверждает, что человек — самозаводящаяся (при помощи питания), перпендикулярно ползающая машина.

Новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мировоззрения. Основные его идеи — о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства — живут и в наши дни.

Ф. Бэкон (1561–1626)

Те, кто занимаются науками, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным. Догматики же в чрезмерном уповании на роль разума очень походят на пауков, из самих себя ткущих паутину. Пчела в своих действиях избирает средний способ: она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его сообразно уже своему умению и намерению. Не отличается от этого и подлинное дело философии.

Природу побеждают только повинуясь ее законам.

Всего вернее истолкование природы достигается посредством наблюдений в соответствующих, целесообразно поставленных опытах.

Истинно знать что-либо — значит знать его причины.

Материя не знает покоя и находится в вечном движении.

Знание — сила.

Есть четыре вида призраков, которые осаждают умы людей:

Призраки рода.

Их основания находятся в самой природе человека, в самом роде людей. Ложно утверждать, что чувство человека есть мера вещей. То же можно сказать и о человеческом уме, который способен вести себя, как неровное зеркало, отражая вещи в искривленном виде.

Призраки пещеры.

Они суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого из нас есть своя, нарисованная Платоном пещера, которая разбивает и искажает свет природы.

Призраки рынка.

Люди объединяются речью. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом берет в осаду разум. Слова прямо насилуют разум, мешая все и ведя людей к пустым и бесконечным спорам.

Призраки театра.

Они вселились в людей из разных догматов философии, а также из превратных законов и доказательств. Сколько изобретено философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.

Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны не меньше разуму, чем руке. И, как орудия, руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его.

Силлогизмы состоят из предложений, предложения из слов, а слова суть знаки понятий. Поэтому если сами понятия, составляя основу всего, спутаны и необдуманно отвлечены от вещей, то нет ничего прочного в том, что построено на них. Поэтому единственная надежда — в истинной индукции.

Чувственно воспринимаемое всегда производит более сильное воздействие на память и легче запоминается в ней, чем интеллигибельное.

Природу человека легче всего обнаружить в уединении, ибо тут он сбрасывает с себя все показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила; а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки.

Бессмертие животных — в потомстве, человека же — в славе, заслугах и деяниях.

Нельзя отрицать того, что внешние обстоятельства способствуют счастью человека. Но главным образом судьба человека находится в его собственных руках.

Милосердие не бывает чрезмерным.

Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии.

 

Рубрики: Философия

Комментарии

No Комментарии

Leave a reply

Союз образовательных сайтов